Правительство Мурманской области

Деятельность военных комиссариатов
после Гражданской войны (1920-1922 гг.)

После периода иностранной военной интервенции в феврале 1920 года на Мурмане была восстановлена Советская власть. Согласно административно-территориального деления г. Мурманск входил в Александровский уезд, фактически являясь уездным городом.

По данным переписи 1920 года на Кольском полуострове проживало 19 131 человек: на 6-7 квадратных верст Кольской земли приходился один человек.

В соответствии с телеграммой Архангельского Губернского военного комиссара Александровский военный комиссариат с местом пребывания в г. Мурманск был сформирован по 1 разряду 3 апреля 1920 года. Уездным военным комиссаром был назначен тов. Е.Микеров.

24 марта 1920 года на 1 съезде Советов Александровского уезда было решено переименовать Александровский уезд в Мурманский. 13 апреля 1920 года данное решение было утверждено пленумом Архангельского губисполкома, Александровский уездный комиссариат по военным делам был переименован в Мурманский уездный комиссариат по военным делам (приказ Архангельского Губернского военного комиссара от 27 апреля 1920 года № 521).

В волостях Мурманского уезда при исполкомах создавались военные отделы, а затем на их основе - волостные военные комиссариаты. Штат волостного военного комиссариата состоял из трех человек: военный комиссар (он же председатель местного волостного исполнительного комитета), делопроизводитель, переписчик.

Несмотря на имеющиеся трудности, к августу 1920 года волостные военные комиссариаты были сформированы во всех 9-ти волостях Мурманского уезда: Александровский - г. Александровск, Кольско-Лопарский - г. Кола, Кузоменский - с. Кузомень, Печенгский - с. Печенга, Ловозерский - с. Ловозеро, Тетринский - г. Тетринск, Умбский - с. Умба, Понойский - с. Поной, Териберский - с. Териберка.

Военными комиссариатами на местах решались следующие основные задачи:

- заведение делопроизводства;

- учет мужского населения с составлением учетных карточек;

- регистрация всех лиц медицинского персонала;

- учет всего огнестрельного оружия;

- проведение мобилизации;

- составление списков семей, призванных на военную службу на предмет получения пособия;

- проверка и восстановление документов об отношении к воинской повинности.

Военным комиссарам на местах давались широкие полномочия. В приказе Реввоенсовета республики № 398 от 19 марта 1920 года говорилось: «Окружной, губернский, уездный или волостной комиссар, расположенных в нем окружного, губернского, уездного или волостного комиссариатов по военным делам, является начальником гарнизона и ему подчиняются все расположенные там войска и военнослужащие сухопутного и морского ведомств».

30 января 1921 года Мурманский уездный военный комиссариат был выведен из подчинения Архангельского губвоенкомата и передан в подчинение Олонецкому губернскому военному комиссариату, который находился в Петрозаводске.

В соответствии с мирным договором с Финляндией от 14 октября 1920 года к ней отошла западная часть Печенгской волости. В связи с этим, 7 апреля 1921 года была образована Новозерская волость с центром в с. Озерки и Ново-Озерковский волвоенкомат.

13 июня 1921 года ВЦИК принял декрет о преобразовании Александровского уезда Архангельской губернии в Мурманскую губернию.

Приказом Командующего Петроградским военным округом на губвоенкомов возлагались обязанности ведения борьбы с бандитизмом в тесном контакте с органами ВЧК в пределах вверенных им губерний. В соответствии с этим, всем начальникам войсковых частей предписывалось немедленно выделять для борьбы с бандитизмом по первому требованию губвоенкомов необходимую вооруженную силу.

Деятельность военного комиссариата
в довоенный период (1922-1941 гг.)

Описание: photo_00221Декретом ВЦИК и СНК 1922 года «Об обязательной военной повинности граждан СССР» были заложены основы прохождения действительной военной службы гражданами в мирное и военное время. В этом же году изданное «Наставление по мобилизации» позволило военным комиссариатам приступить к организации плановой мобилизационной и призывной работы.

В связи с военной реформой 1924-1925 гг. военные комиссариаты претерпели реорганизацию. Постановлением ЦИК и СНК от 9 января 1925 года губернские военкоматы были преобразованы в корпусные, дивизионные и бригадные территориальные управления округов.

Военные комиссариаты были вновь учреждены в конце 30-х годов в связи с переходом к кадровой политике строительства Вооруженных Сил.

Мурманский областной военный комиссариат был сформирован 11 октября 1938 года в соответствии с приказами по войскам ЛВО № 223 и № 0675 1938 года. В районах области создавались Кольский, Кировский и Кандалакшский объединенные военные комиссариаты.

Областным военным комиссаром был назначен майор М.Куликов, начальник политсекретариата - старший политрук тов. Лычков Д.Д.

Описание: МОМ ОФФ 15435-2573 ФО Обученние молодежи военному делу стОписание: МОМ ОФФ 15435-2572 ФО Обучение молодежи военному делу

Одной из основных задач, стоящих перед военными комиссариатами была подготовка и призыв молодежи. В целях подготовки резервов для Армии военные комиссариаты использовали обучение призывников и военнообязанных в ОСОАВИАХИМе.

На призывном пункте юноши имели возможность ознакомиться с жизнью и бытом того рода войск, куда его посылала призывная комиссия. Были организованы отделы: военно-морской, инженерный, противохимической защиты, стрелковый, быта вновь призванного красноармейца, мотоброни, механический, санитарии и гигиены. К каждому отделу прикреплялись специалисты, дающие исчерпывающие объяснения.

Деятельность военного комиссариата
в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Великая Отечественная война стала суровой, объективной проверкой возможностей советской системы местных органов военного управления в отношении надежности и эффективности. Основным критерием ее соответствия своему предназначению являлась обеспечение боеспособности Вооруженных сил. Для достижения этой цели военкоматам было необходимо своевременно проводить мобилизацию (призыв), переучет и поставку людских ресурсов и транспортных средств в войска для их мобразвертывания, восполнения потерь в ходе ведения боевых действий, создания стратегических резервов в соответствии с потребностями действующей армии.

Наступление немецких войск в 1941 году на Мурманском направлении началось 29 июня 1941 года. Враг бомбил Мурмаши, Полярный, Ваенгу (ныне Североморск), Шонгуй, Мончегорск, Кировск, Кандалакшу. Десятки самолетов налетали на Мурманский порт, железную дорогу, базы Северного флота, на аэродромы. Основные боевые действия развернулись в районе городов Мурманск и Кандалакша. На Мурманском направлении осенью 1941 года немецкие войска были остановлены в районе рек Титовка и Западная Лица, в 60 км от Мурманска. 90 км немцы не дошли до Кандалакши. Когда фашисты были остановлены у берегов реки Западная Лица, они начали массированные атаки на Мурманск с воздуха. Иногда в Мурманске сигналы воздушной тревоги звучали один за другим более 15 раз в сутки. Ситуация осложнялась еще и тем, что на севере летом солнце светит все 24 часа.

Вражеская авиация превращала город в огромный костер. Целые кварталы были буквально стерты с лица земли. Третья часть жителей города осталась без крыши над головой. С первых же дней войны в городские военкоматы потянулись добровольцы, люди стремились попасть на фронт, чтобы защищать Родину.

В годы Великой Отечественной войны Мурманский ОВК находился в г. Мурманск, проводя работу по отмобилизованию и накоплению людских ресурсов, входя в состав Карельского фронта. Военным комиссаром Мурманского ОВК весь период войны являлся полковник М.Куликов.

После отмобилования по МП-41 в 1941 году военкоматами области было призвано в армию 31 441 человек военнообязанных, из них:

- за счет призывников очередных призывов, проводимых во время войны - 10 048 человек;

- за счет проведения лечебно-оздоровительных мероприятий военнообязанных запаса - 540 человек;

- за счет переосвидетельствования военнообязанных запаса - 1 700 человек;

- за счет произведенного разбронирования военнообязанных и замены строевых забронированных нестроевыми из числа общего учета - 2 440 человек;

- призвано из исправительно-трудовых лагерей НКВД - 12 253 человека;

- призвано по отбытию сроков наказания - 450 человек.

Из числа сотрудников военкоматов области в годы войны было призвано в действующую армию 7 человек, из них: райвоенкомов - 5 человек, начальников частей ОВК - 2 человека.

Все возраставшая необходимость непрерывного восполнения потерь и создания резервов действующей армии, а также наличие разнообразных добровольческих формирований потребовали учреждения централизованной, планомерной и систематической организации военной подготовки призывников. Исходя из этого, Государственный Комитет Обороны 17 сентября 1941 гда обязал каждого советского гражданина мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет, способного носить оружие, проходить обязательное военное обучение с 1 октября 1941 года.

Организация всеобщего военного обучения (всевобуча) и руководство им возлагались на вновь созданное Главное управление всеобщего военного обучения (ГУВВО) при Наркомате обороны СССР через отделы всевобуча областных (краевых, республиканских) военкоматов. В райвоенкоматах вводились 2-3 должности инспекторов всевобуча. Учеба должна была осуществляться вневойсковым порядком без отрыва от работы. Дни и часы занятий военкоматам необходимо было устанавливать, не нарушая нормального хода работы предприятий, колхозов (совхозов) и организаций (учреждений).

Ответственным участком работы военных комиссариатов было пенсионное обеспечение семей военнослужащих и выплата денег по денежным аттестатам, оказание им материальной и другой помощи, трудоустройство инвалидов войны, помощь им в получении жилья, рассмотрение и разрешение жалоб, заявлений военнообязанных, военнослужащих, призывников, инвалидов войны, членов семей военнослужащих и воинов, погибших в боях за Родину.

Помимо уточнения информации о погибших и пропавших без вести военнослужащих, с 1943 года военкоматы осуществляли вручение правительственных наград демобилизованным и обмен временных удостоверений на постоянные орденские документы.

Деятельность военного комиссариата
в послевоенный период (1945-1991 гг.)

Переход страны от войны к миру затронул все стороны жизни Вооруженных сил. Важнейшим организационным мероприятием, которое коснулось военных комиссариатов, была демобилизация личного состава армии и флота.

Военные комиссариаты принимали на воинский учет демобилизованных военнослужащих, устраивали их на работу, разыскивали родственников, с которыми во время войны была утеряна связь. На основании полученных из архива Министерства обороны и из воинских частей сведений военкоматы выдавали извещения о гибели военнослужащих, пропавших без вести, справки о лечении в госпиталях и другие документы, вели работу по розыску лиц, представленных к правительственным наградам, но не получивших их.

В послевоенный период велась активная работа по розыску военнослужащих рядового и сержантского состава, семьи которых потеряли с ними связь в период ВОВ. Постоянно велась работа по розыску участников ВОВ, награжденных орденами и медалями в период войны. Даже спустя 45 лет после Победы Минобороны продолжало розыск. Об этом свидетельствуют цифры из донесения на 1 января 1991 года: за 1990 год получено анкет-запросов из Центрального архива Минобороны - 399, получено запросов по спискам Управления кадров Минобороны на 4 457 человек. Установлена судьба 50 награжденных, проживающих в Мурманской области.

Велась работа по учету и благоустройству воинских захоронений. По данным на 1 ноября 1947 года на территории области числилось 233 братские могилы, 1352 одиночные. Сотрудниками военкоматов проводилось обследование воинских захоронений, направлялись требования в райгоркомхозы по благоустройству, привлекалась общественность городов и поселков.

В связи с изменением штатов велась работа по расформированию районных военкоматов города Мурманска в связи с образованием Мурманского горвоенкомата, расформированием Териберского райвоенкомата, переименованием Кандалакшского райвоенкомата в Кандалакшский горвоенкомат, другим организационно-штатным вопросам.

Областной военный комиссариат, городские и районные военкоматы заботились о подготовке молодежи к службе в армии и на флоте, в частности, важное значение имела физическая подготовка призывников. Решали эти задачи совместно с областным и районными (городскими) комитетами комсомола.

В 1978 году постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 907 «О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны» фронтовикам были предоставлены определенные льготы и преимущества. Постановлением Госкомтруда СССР от 14 декабря 1978 года № 367 определялось, что данные льготы и преимущества предоставляются на основании временного удостоверения участника войны, выдача которого была возложена на органы Министерства обороны или соответственно органы Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР.

В Министерстве обороны СССР выдача удостоверений участникам войны была возложена на военные комиссариаты.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года «О награждении орденами Отечественной войны активных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» военными комиссариатами Мурманской области было вручено 15 813 орденов Отечественной войны I и II степени.

10-11 января 1980 года несколько подразделений ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) были привлечены к боевым действиям с вооруженной оппозицией на территории Демократической Республики Афганистан. С февраля - марта этого же года советские войска приступили к ведению широкомасштабных боевых операций совместно с афганской армией. К середине 1980 года общее количество советских войск на территории Афганистана 81,8 тыс. человек (из них военнослужащих - 79,8 тыс.).

Начавшийся вооруженный конфликт потребовал от военных комиссариатов усиления работы на местах и в первую очередь с приписным составом. Впервые со времен Великой Отечественной войны призывников в массовом порядке стали снова отправлять на войну. Сотрудники военкоматов тщательно подходили к изучению призывников, оформлению их учетно-послужных документов, повышению качества медицинского освидетельствования. Больше внимания стало уделяться улучшению материальной базы и качества начальной военной подготовки. Всего было развернуто около 100 подразделений и различных военных учреждений. Из запаса на укомплектование войск было призвано более 50 тыс. офицеров, сержантов и солдат, подано из народного хозяйства около 8 тыс. автомобилей и другой техники. Это было крупнейшее мобилизационное развертывание Советской Армии со времен Великой Отечественной войны.

Военные комиссариаты укомплектовывали воинские части, дислоцировавшиеся на территории Афганистана, не только военнослужащими, но и отбирали и направляли для них рабочих и служащих, что требовало от сотрудников военкоматов пристального внимания работе с приписным составом запаса, особенно редких военно-учетных специальностей.

15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана. Однако работа военных комиссариатов на местах по оказанию помощи войнам-«афганцам» продолжилась. Необходимо было осуществлять их учет, содействовать им в получении всех необходимых льгот и гарантий, принимать участие в программах по их реабилитации. Позднее, во многих субъектах страны, было налажено тесное взаимодействие военных комиссариатов с общественными организациями, объединяющими участников войны в Афганистане. В настоящее время местными органами военного управления данная работа продолжается. Полученный опыт в последующем использовался в работе с военнослужащими, принимавшими участие в обеих войнах в Чеченской республике в конце XX-го - начале XXI-го веков.

26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции, расположенной в 15 км к северо-западу от города Чернобыль Киевской области Украинской ССР на реке Припять, произошла одна из самых крупных техногенных аварий в истории человечества. В результате взрыва атомного реактора произошло разрушение энергоблока с выбросом в окружающую среду большого количества радиоактивных веществ. Учитывая чрезвычайный и опасный характер аварии в Чернобыле, руководство СССР в тот же день рассмотрело вопрос об организации крупномасштабных работ по ликвидации ее последствий.

Утром 27 апреля 1986 года по решению начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР самолетами военно-транспортной авиации началась переброска сил, средств и первоочередных грузов к месту аварии. Генеральным штабом были отданы распоряжения о привлечении частей Военно-воздушных сил для ведения радиационной воздушной разведки в районе АЭС; о развертывании частей войск РХБ защиты, инженерных войск и сил гражданской обороны; о направлении медицинских частей и необходимых материальных средств.

Интенсивное наращивание сил и средств началось уже с 29 апреля, а со 2 мая к ликвидации последствий аварии от Министерства обороны были привлечены десятки частей и отдельных подразделений. Столь стремительное усиление группировки для проведения экстренных работ в зоне поражения было бы не возможно без колоссальной работы, проделанной военными комиссариатами страны.

Постоянная ротация личного состава и замена используемой техники, ввиду ограниченных сроков их использования в условиях радиоактивного заражения, требовала от сотрудников военкоматов целенаправленной кропотливой деятельности по отбору кандидатов для призыва на ликвидационные работы, проведение их медицинского освидетельствования, инструктажа и подготовки.

Военные комиссариаты занимались учетом лиц, принимавших участие в работах на Чернобыльской АЭС, осуществляли выдачу соответствующих удостоверений (вплоть до 2006 года), оказывали помощь в получении необходимых льгот.

Деятельность военного комиссариата на современном этапе

С 1 сентября 2019 года в состав военного комиссариата Мурманской входят:

- военный комиссариат города Мурманск;

- военный комиссариат Кольского района;

- военный комиссариат городов Полярный, Гаджиево и Снежногорск;

- военный комиссариат городов Североморск и Островной;

- военный комиссариат города Мончегорск;

- военный комиссариат Кандалакшского, Ковдорского и Терского районов, города Полярные Зори;

- военный комиссариат Оленегорского и Ловозерского районов;

- военный комиссариат городов Кировск и Апатиты;

- военный комиссариат Печенгского района.

Задачи, выполняемые военными комиссариатами:

- обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности;

- организация и проведение мобилизационной подготовки и мобилизации;

- реализация права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение;

- реализация гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Весь комплекс возложенных на военные комиссариаты задач определен в Положении о военных комиссариатах, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года № 1609.

AA