Правительство Мурманской области
Участники международной научно – практической конференции, признавая важность вопросов соблюдения и защиты прав инвалидов в регионах Российской Федерации, считают необходимым отметить значительные усилия, принимаемые в данном направлении руководством Российской Федерации, федеральными ведомствами, региональными властями, органами местного самоуправления, иными заинтересованными организациями и лицами.
Однако, несмотря на серьезные организационные усилия, значительные материальные затраты и то, что законодательством Российской Федерации - как в федеральных законах, так и в подзаконных нормативных актах - предусмотрен механизм социальной защиты инвалидов, современные российские реалии еще далеки от оптимальной и достойной модели организации жизни людей с ограниченными возможностями.
Многочисленные проблемы социальной защиты инвалидов требуют эффективного правового регулирования, и в первую очередь на федеральном уровне.
Учитывая данные обстоятельства, на основе анализа и обсуждения докладов, участники Конференции считают необходимым принять следующие рекомендации, направленные на совершенствование федерального законодательства и принятия иных мер в сфере соблюдения и защиты прав инвалидов:

1. Принять проект новых классификаций и критериев установления инвалидности, где объективизированы степени выраженности нарушений функций организма, оценка которых с учетом международного опыта производится по балльной системе, а также даны определения терминов, используемых для разграничения степеней нарушения функций организма, разработанный в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы»;
2. Внести изменения в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и в Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» с целью предоставления лицам, проходящим медико-социальную экспертизу, права пригласить по своему заявлению любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы;
3. Внести изменения в пункт 9 Приказа Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» с целью предоставления возможности вносить дополнения или изменения в индивидуальную программу реабилитации инвалида без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу и составления новой индивидуальной программы реабилитации инвалида;
4. Внести изменения в законодательство в отношении финансирования обеспечения инвалидов ТСР (осуществлять перечисление межбюджетных трансферов из федерального бюджета не более 2 раз в год и не позднее 1 октября текущего года);
5. Устранить нарушения прав льготных категорий граждан на получение ежегодного санаторно-курортного лечения и принять меры к выделению средств на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение в соответствии с реальной потребностью регионов в путевках;
6. Внести изменения в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, в части включения в перечень реабилитационных мероприятий, осуществляемых за счет федерального бюджета, «приспособление жилого помещения под использование инвалидом»; в части включения в перечень технических средств реабилитации таких средств как гидравлические электроподъемники для пересаживания на коляску и обратно, передвижные лестничные устройства, многофункциональные кровати с комплектующими приспособлениями (матрац, чехол на матрац), прикроватные столики, посадка на унитаз и ванную комнату, глюкометры для впервые, признанных инвалидами граждан, велотренажеры для нижних конечностей;
7. Внести изменения в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 года № 57н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» в части возмещении инвалиду фактически понесенных затрат в случае самостоятельного приобретения технических средств реабилитации;
8. Качественно усовершенствовать федеральный перечень лекарственных средств, отпускаемых инвалидам по рецептам, включить в него эффективные препараты, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, а также изделия медицинского назначения;
9. Внести изменения в федеральное законодательство в части включения в перечень высокозатратных нозологий таких орфанных заболеваний как мукополисахаридоз и пароксизмальная ночная гемоглобинурия с целью финансирования их лечения из федерального бюджета;
10. Рассмотреть вопрос о включении лекарственных препаратов для лечения орфанных заболеваний в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов с целью государственного регулирования цен;
11. Рассмотреть вопрос о расширении перечня лекарственных препаратов для лечения семи высокозатратных нозологий, финансируемых из федерального бюджета, за счет включения в него препаратов леналидомид, финголимод, натализумаб;
12. Упростить порядок выписки рецептов на лекарственные средства и медицинские изделия, внедрить в практику максимально удобный для инвалидов механизм организации лекарственного обеспечения, обратив особое внимание на обеспечение инвалидов, проживающих в сельской местности;
13. Внести изменения в федеральное законодательство в части увеличения расчетной нормы общей площади жилья с 18 до 33 кв. метров, используемой при перечислении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года;
14. Внести изменения в статью 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, независимо от вида жилищного фонда;
15. Устранить правовую коллизию между ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Земельным кодексом РФ в целях реализации права инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства;
16. Оказать государственную поддержку и содействие предприятиям, учрежденным общественными объединениями инвалидов, и предприятиям, где преимущественно используется труд инвалидов (возвратить льготы по налогообложению, целевые государственные заказы);
17. Рассмотреть вопрос об ужесточении административной ответственности путем установления для работодателей платы за непредоставление рабочих мест инвалидам (в пределах квоты) в качестве альтернативного способа исполнения требования о квотировании рабочих мест, с обязательным направлением указанных средств предприятиям, подведомственным общественным объединениям инвалидов либо ввести уголовную ответственность за отказ при приеме на работу инвалидов (внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации по аналогии со ст.145 – ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет);
18. Рассмотреть возможность назначения компенсационной выплаты за уход в соответствии с Указом Президента от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» опекунам и попечителям, с которыми органы опеки и попечительства заключают договор на возмездных условиях, исходя из интересов подопечного;
19. Рассмотреть возможность внесения изменений в Указ Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» в части предоставления возможности получения данных выплат фактически осуществляющим уход за инвалидом I группы близким родственникам.
20. Внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части обязательного привлечения представителей общественных объединений инвалидов к процедуре ввода завершенного объекта капитального строительства в эксплуатацию;
21. Внести изменения в федеральное законодательство в части направления средств от штрафов по ст. 9.13 КоАП РФ в распоряжение органов местного самоуправления (с целевым назначением — создание доступной среды для инвалидов);
22. В целях защиты прав глухих в условиях отбытия наказания:
1.    организовать в каждом федеральном округе отряд для отбытия наказания осужденными из числа глухих и слабослышащих (при незначительном числе осужденных из числа глухих и слабослышащих законодательно разрешить отбытие в одном отряде осужденных к отбытию наказания в исправительных учреждениях в колониях общего, строгого и особого режима);
2.    обеспечить колонии, где отбывают наказание глухие, объединенные в отряды, штатом сурдопереводчиков, сурдопсихологов;
3.    разрешить глухим и слабослышащим осужденным по их просьбе заменять телефонный разговор направлением SMS - сообщения или общением по Интернет-сети;
4.    рассматривать глухоту обвиняемого в качестве смягчающего вину обстоятельства со снижением размера наказания.

Участники Конференции выражают надежду в том, что совместные усилия органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений, объединений, средств массовой информации будут способствовать принятию мер, направленных на обеспечение соблюдения прав инвалидов на территории Российской Федерации.
Опубликовано: 23 Декабря 2014
AA