Правительство Мурманской области
I. Исполнение бюджета Мурманской области за 2018 год

Доходы областного бюджета за 2018 год исполнены в сумме 63,7 млрд рублей или 104,2 % от утвержденного на год плана (61,2 млрд рублей).

Исполнение бюджета по расходам составило 63,7 млрд рублей или 95,6 % от плана (66,0 млрд рублей).

Бюджет исполнен с профицитом в размере 21,7 млн рублей (при плановом дефиците 4,8 млрд рублей).

Размер государственного долга области на 1 января 2019 года составил 18,8 млрд рублей (при плановом значении 20,8 млрд рублей).

В 2018 году основными источниками доходной части бюджета являлись налоговые поступления - 54,5 млрд рублей, или 85,5 % в общем объеме доходов областного бюджета.

Рост налоговых поступлений к 2017 году составил 5,3 млрд рублей, или 10,7 %. В большей степени рост был обеспечен увеличением налога на доходы физических лиц, прирост составил 11,8 %, или 2,4 млрд рублей. В целом объем поступлений по налогу за год составил 23 млрд рублей. Налог на прибыль организаций по итогам года вырос на 1,3 млрд рублей, или 6,4 %. В целом объем поступлений по налогу за год составил 21,6 млрд рублей.

В целом по отношению к 2017 году доходы выросли более чем на 6,9 млрд рублей, или 12,1 %, расходы увеличились на 6,6 млрд рублей, или 11,6 %. Таким образом, увеличение расходной части бюджета было в полной мере обеспечено приростом его доходной части.

Размер государственного долга области за год он сократился более чем на 223 млн рублей, или на 1,2 % и составил 18,8 млрд рублей. В процентном соотношении к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений он снизился по сравнению с 2017 годом на 4 процентных пункта, с 38 % до 34 %.

Доля бюджетных кредитов в структуре государственного долга составила 48,3 %, доля коммерческих кредитов - 51,7 %.

По итогам года объем неисполненных расходных обязательств от уточненных плановых назначений составил 2,3 млрд рублей, или 3,4 %, из них:

- 304,1 млн рублей - обязательства, финансируемые за счет целевых средств федерального бюджета, в том числе наиболее значительными по объему остатками являются средства:

- 65,3 млн рублей - на предоставление субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на развитие аквакультуры, что обусловлено сокращением фактической потребности;

- 44,8 млн рублей - на создание дополнительных мест в образовательных учреждениях для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в связи с длительностью подготовки проектно-сметной документации и поздним объявлением конкурентных процедур для заключения муниципальных контрактов;

- 38,0 млн рублей - на реализацию мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту.

Кроме того, не в полном объеме были израсходованы средства на различные выплаты в связи с их заявительным характером:

- 37,5 млн рублей - на выполнение полномочий по осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;

- 34,8 млн рублей - на выплату региональной доплаты к пенсии;

24,7 млн рублей - на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан;

2) 1 970,6 млн рублей - объем неисполненных расходных обязательств, финансируемых за счет средств областного бюджета.

Данное отклонение сложилось за счет:

- сохранения средств по обеспечению государственной гарантии в размере 500,0 млн рублей (в связи с исполнением в полном объеме обязательств по кредитному договору принципалом (АО «Мурманэнергосбыт»);

- средств на обслуживание государственного долга - 256,0 млн рублей за счет экономии;

- резервных средств - 176,1 млн рублей (в связи с отсутствием потребности в зарезервированных денежных средствах);

Кроме того, не в полном объеме было освоено финансирование на осуществление дорожной деятельности за счет средств Дорожного фонда Мурманской области, - 174,0 млн рублей, в основном за счет экономии, сложившейся по результатам проведения конкурсных процедур, связанных с отсутствием положительных заключений государственной экспертизы проектной документации по объектам реконструкции, переносом на 2019 год сроков выполнения работ по устройству наружного электрического освещения и ограничивающих ограждений барьерного типа на участках автомобильных дорог, невыполнением работ по реконструкции мостов и путепроводов в Кировском и Апатитском районах в связи с недобросовестностью подрядчика.

В связи с заявительным характером выплат и изменением численности получателей не в полном объеме были исполнены расходные обязательства по социальному обеспечению - 130,3 млн рублей (выплата региональной социальной доплаты к пенсии, предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приобретение необходимых лекарственных препаратов).

Также в связи с фактически сложившейся потребностью неисполнение сложилось по субсидиям автономным и бюджетным учреждениям (45,5 млн рублей) и субсидиям юридическим лицам (71,0 млн рублей).

Межбюджетные трансферты из областного бюджета бюджетам муниципальным образованиям были израсходованы не в полном объеме, отклонение составило 362 млн рублей. От этой суммы более трети финансирования (113 млн рублей) - неисполнение по мероприятиям по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в г.п. Зеленоборский и г.п. Умба в связи с планируемым приобретением квартир в 2019 году в строящемся доме и возникшей экономией (г.п. Зеленоборский - 67 млн рублей перенесены на 2019 год в связи с заключением двухлетнего контракта на приобретение 27 квартир в строящемся доме; г.п. Умба - в связи с возникшей экономией (43 млн рублей) по причине изменения способа расселения с приобретения вторичного жилья на выплату возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения).

Кроме того, в связи с изменением численности получателей сложились отклонения по освоению субвенций на выплату компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми (17 млн рублей), содержание ребенка в семье опекуна (24,6 млн рублей), а также на финансовое обеспечение образовательной деятельности в связи с уточнением численности работников (20 млн рублей).

В программных расходах бюджета, которые составили 63,0 млрд рублей, или 99,0 % от общего объема расходов, наибольший удельный вес (66 %) пришелся на реализацию государственных программ социального блока (направление «Развитие человеческого капитала»).

Наибольшие отклонения фактического использования средств бюджета от уточненных бюджетных назначений сложились по государственной программе «Развитие транспортной системы» (почти 6 %) в связи с неполным освоением средств Дорожного фонда и по программе «Управление региональными финансами» (4,1 %) в связи с остатками средств межбюджетных трансфертов, причины были указаны выше.


II. Экономическое развитие Мурманской области, в том числе отдельные отраслевые направления

1.   Общие вопросы

По фактической величине валового регионального продукта на душу населения Мурманская область занимает среди субъектов Российской Федерации 14 место (за 2017 год по последним фактическим данным Росстата - 590,0 тыс. рублей на человека).

По оценке, за 2018 год объем ВРП составил более 450 млрд рублей (457,3 млрд рублей с ростом к предыдущему году на 1,4 %) - 610 тыс. рублей на душу населения (609 тыс. рублей). Во многом это вклад крупных компаний: «Норникель», «ФосАгро», «ЕвроХим», «Росатом», «Акрон» и «Северсталь», дочерние компании которых являются бюджетообразующими для региона, а также организаций транспортного и рыбохозяйственного комплекса, прирост инвестиций составил 1,2 раза, объем достиг 144,6 млрд рублей.

Аналогичным темпом увеличился объем переработки грузов в морских портах (за 2018 год морскими портами и терминалами области переработано 62,9 млн тонн грузов). По итогам прошлого года Мурманская область заняла по грузообороту в стране в целом заняла 4 место (топ-5 портов Российской Федерации: Новороссийск, Усть-Луга, Восточный, Мурманск, Санкт-Петербург).

Индекс промышленного производства составил 101,1 %, в том числе в обработке - 102,6 %.



2015,

факт

2016,

факт

2017,

факт

2018,

факт

Индекс промышленного производства МО, в % к пр. году

107,4

105,6

110,6

101,1

Место в России

14

26

12

58

Индекс промышленного производства в РФ, в % к пр. году

99,2

102,2

102,1

102,9

Доля производства МО в РФ, %:

- апатитовый концентрат

100

100

100

100

- нефелиновый концентрат

100

100

100

100

- бадделеитовый концентрат

100

100

100

100

- железорудный концентрат

10

10

10

10

- медь рафинированная

7

7

7

7

- никель

закрытые данные

Доля вылова рыбы МО в РФ, %

15,1

14

14,7

13

Доля рыболовства, рыбоводства в ВРП, %

10,6

нет данных в связи с изменением стат. учета

Доля сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства в ВРП, %

х

11,4

13

13

оценка


Сократились объемы строительства (65,9 %).

Объем средств на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности в 2018 году составил 836,0 млн рублей.

Наибольший объем средств направлен на строительство и реконструкцию спортивных объектов - 357,2 млн рублей, объектов культуры - 214,4 млн рублей, объектов жилищно-коммунальной сферы - 91,5 млн рублей.

Наиболее капиталоемкие объекты прошлого года, строительство и реконструкцию которых планируется завершить в 2019-2020 годах, - это:


1.   Спортивно-оздоровительный центр с искусственным ледовым покрытием в г. Кировске (за счёт средств областного бюджета 208,6 млн рублей).

2.   Мурманский областной драматический театр (за счёт средств областного бюджета 157,6 млн рублей).

3.   Административно-спортивный комплекс детско-юношеской школы олимпийского резерва по горнолыжному спорту в г. Кировске (за счёт средств областного бюджета 91,4 млн рублей).

4.   Жилая застройка по улице Мира в поселке Зеленоборском (за счёт средств областного бюджета 88,6 млн рублей).


В 1,6 раза увеличились объемы выращивания объектов товарной аквакультуры (до 21,3 тыс. тонн), но при этом сократились объемы вылова водных биоресурсов (92,7 % от уровня 2017 года).

Объемы оборота розничной торговли составили 100,3 %, общественного питания - 100,2 % и платных услуг населению - 100,4 %.

Средняя зарплата выросла за прошлый год в номинале - на 10,6 % (57 582 рубля), в реальном выражении - на 7,3 %.

Приняты меры по повышению уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетных организаций, проведены индексация оплаты труда работников бюджетной сферы с 1 января 2018 года, а также применение «полярных» надбавок к минимальному размеру оплаты труда.

Численность населения региона на конец 2018 года составила 748,1 тыс. человек.

За 2018 год из региона уехало 4,4 тыс. человек, что на 26 % больше, чем в 2017 году.

В регионе произошло снижение рождаемости - за прошлый год родилось 7 364 ребенка, что на 5,7 % меньше, чем в 2017 году, коэффициент рождаемости - 9,8 родившихся на 1000 населения против 10,3 в 2017 году.

Число умерших за год увеличилось на 1,1 % - до 8 463 человек, коэффициент смертности составил 11,3 на 1000 населения против 11,1 в 2017 году. Основными причинами являются смертность от болезней системы кровообращения (53,3 %) и от новообразований (17,9 %).

Уровень зарегистрированной безработицы на конец прошлого года остался на уровне 2017 года (1,6 %). При этом имеется заметный структурный дисбаланс. Спрос на рабочую силу на конец года увеличился в 1,4 раза (на 35,3 %), а численность безработных сократилась лишь на 1,5 %.

В 2018 году в рамках соглашения с Ростелекомом модернизированы сети связи в 6 населённых пунктах, к современным линиям связи подключены 4043 домохозяйства.

В регионе существует первоочередная потребность в поэтапной рекультивации 9 старых муниципальных свалок ТКО общей площадью
67 га.

Ни один старый объект ТКО не обеспечен проектно-сметной документацией и не обладает системами защиты окружающей среды от негативного воздействия.

Проведена работа по снижению сроков прохождения административных процедур. С начала внедрения целевых моделей (с 2017 года) сокращены сроки подготовки межевого и технических планов (с 50 до 11 дней), срок выдачи градостроительного плана (с 30 до 15 дней), сроки утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (с 21 до 16 дней), срок выдачи разрешения на строительство (с 7 до 5 дней).

2. Отдельные отраслевые направления

2.1. Здравоохранение

В 2018 году на сферу здравоохранения финансирование из всех источников финансирования составило 26,5 млрд рублей (в т. ч. областной бюджет - 11,2 млрд рублей). В составе расходов на здравоохранение страховые взносы на ОМС неработающего населения составляют 6,2 млрд рублей

Высокотехнологичную помощь получили 7654 жителя региона.

Закуплено медицинское оборудование в количестве 433 единиц на сумму 216,14 млн рублей для 18 учреждений (основное: 128-срезовый компьютерный томограф для областной детской больницы, ангиографический комплекс для областной клинической больницы, цифровой маммограф в поликлинику № 2 г. Мурманска, рентгеновское, реанимационное и диагностическое оборудование в медицинские организации области).

Для оказания скорой медицинской помощи приобретено 18 автомобилей скорой медицинской помощи, передвижной медицинский кабинет и автоэвакуатор на сумму 54,0 млн рублей; совершено 48 вылетов санавиации.

Введены в эксплуатацию: 2 ФАПа (с. Варзуга Терского района, с. Минькино Кольского района), роддом №1 в г. Мурманске, отделение гемодиализа (организовано на принципах ГЧП) в г. Апатиты, детское инфекционное отделение областной больницы в г. Мурманск, отдельный стоматологический кабинет в г. Заполярный.

Проведены реконструкция и переоснащение: детской поликлиники в Оленегорске, поликлиники в г. Ковдоре, поликлиники Мурманского областного онкодиспансера.

В пяти медицинских организациях организована «открытая регистратура».

В рамках работы «Поезда здоровья» в 39 населенных пунктах обследовано 6829 жителей.

57 012 человек были обеспечены бесплатными лекарствами за счет средств регионального бюджета (654,8 млн рублей), 10 987 человек - из средств федерального (183,37 млн рублей). На льготное лекарственное обеспечение граждан, страдающих орфанными заболеваниями, затрачено средств: из регионального бюджета на 23 % больше, чем годом ранее, из федерального бюджета на 41 %.

В 2018 году привито против сезонного гриппа 283 тыс. человек, что составляет 41,1 % от обслуживаемого населения области. За последние 9 лет охват населения иммунизацией против сезонного гриппа увеличился с 17 до 41 %.

Трудоустроено 54 врача-специалиста, получивших «региональные подъемные» в размере 500 000 рублей, и 5 фельдшеров, получивших аналогичные выплаты в размере 300 000 рублей.

В рамках проекта «Земский доктор» в 2018 году в медицинские организации региона трудоустроились 20 врачей и 5 фельдшеров, в рамках проекта «Арктический доктор» в 2018 году в медицинские организации региона трудоустроились 17 врачей.

В 2018 году для обеспечения медицинских работников собственным жильем выплаты составляли от 300 до 700 тысяч рублей, всего на эти цели было направлено более 11 миллионов рублей. В 2018 году по договору о целевом обучении от региона обучался 281 человек, все студенты получают стипендию в размере 3000 рублей в месяц, по программам ординатуры проходили обучение 59 человек. Все ординаторы получают ежемесячную стипендию в размере 5000 рублей.

2.2. Жилье и комфортная городская среда

По данным статистики, за 2018 год в регионе введено в эксплуатацию 46,3 тыс. кв. метров жилья.

На 01.01.2019 аварийным признано 171,4 тыс. кв. м жилья.

Жилищная застройка в регионе носит преимущественно типовой характер, имеется аварийное жилье, требующее расселения, отмечается ветхое состояние территорий и низкое качество городской среды, которая не адаптирована к современным условиям жизни и запросам населения, особенно молодежи.

В 2018 году на реализацию приоритетного проекта «Формирование современной городской среды» было направлено более 377 млн рублей, в том числе из федерального бюджета субсидия в размере 120,6 млн рублей, из областного бюджета 150 млн рублей, муниципальное софинансирование составило 107,3 млн рублей.

Кроме того, 5 муниципальным образованиям с населением менее 1000 человек, которые не смогли принять участие в приоритетном проекте, распределена в 2018 году субсидия из областного бюджета на благоустройство территорий в размере по 250 тыс. рублей: п. Зареченск, с. Териберка, п. Туманный, п. Ура-Губа, с. Варзуга.

В 2018 году благоустроено 87 дворовых (из запланированных 90) и 44 общественных (из запланированных 45) территорий, по 2 общественным территориям на 2018 год выполнены работы по разработке проектов, работы по благоустройству будут выполнены в 2019 году.

По 3 дворовым и 1 общественной территориям в ЗАТО Александровск (г. Полярный, ул. Красный Горн, д. 2-4; г. Снежногорск, ул. Октябрьская, д. 19; ул. Мира, д. 12, г. Гаджиево, ул. Душенова, д. 88-89; площадка на нижней террасе г. Снежногорска по улице Октябрьской, д. 19 - Скальный, д. 5) муниципальные контракты расторгнуты заказчиком в одностороннем порядке в связи с неисполнением контрактов в установленные сроки, некачественным выполнением работ и бездействием подрядчика в части устранения недостатков.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2018 году проведен Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. От Мурманской области в конкурсе приняли участие 7 муниципалитетов: г. Кировск, г. Мончегорск, г. Полярные Зори, ЗАТО Александровск, ЗАТО г. Заозерск, Ковдорский район, г.п. Кандалакша.

Город Полярные Зори стал победителем Всероссийского конкурса проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Муниципалитет получил субсидию в размере 55,0 млн рублей на реализацию представленного в ходе публичной защиты проекта по обустройству бульвара «Северное сияние».

В рамках организованного Минстроем России фестиваля городской среды «Выходи гулять!» проведено более 70 культурных, спортивных и иных мероприятий на территориях, благоустроенных в рамках приоритетного проекта в 2017 году.

18 марта 2018 года проведено рейтинговое голосование по выбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке в 2018-2019 гг. на территории 8 муниципальных образований, численность населения которых превышает 20 тыс. человек: г. Мурманск, г. Апатиты, г. Кировск, г. Мончегорск, г. Оленегорск, ЗАТО Александровск, ЗАТО г. Североморск, г. Кандалакша. На территории указанных муниципалитетов проголосовали более 140 тыс. человек.

2.3. Жилищно-коммунальное хозяйство

Самым острым вопросом является мазутозависимость региона. Текущие тарифы на тепловую энергию в регионе одни из самых высоких на Северо-Западе России (средний тариф для населения на I п/г 2019 г. - 3196,8 руб./Гкал с НДС, максимальный - 5011,24 руб./Гкал с НДС, минимальный - 1104,12 руб./Гкал с НДС).

По итогам работы ТСО за 2018 год фактический объем выпадающих доходов составил 8,2 млрд рублей, в том числе 5,2 млрд рублей за счет роста стоимости топлива. Компенсировано ТСО за рост стоимости топлива 1,9 млрд рублей (помощь федерального бюджета), недокомпенсированный остаток составил 3,3 млрд рублей.

Требует безотлагательного решения и проблема замены лифтов.

В соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» в Мурманской области 1939 лифтов (64 % от общего количества лифтов), введенных в эксплуатацию до 15.02.1995 и отработавших назначенный срок службы (25 лет), требуют замены или модернизации до февраля 2020 года.

Остро стоит вопрос высокого износа инженерных сетей и объектов ЖКХ, который в регионе в целом достиг уровня более 70 %.

Ремонт, модернизация, новое строительство объектов инженерной инфраструктуры выполняется в рамках производственных и инвестиционных программ предприятий, вместе с тем возможные к выделению средства недостаточны.

Требует комплексной модернизации и инфраструктура в сфере водоснабжения и водоотведения. В первую очередь - очистных сооружений канализации.

Так, например, в г. Мурманске очистные сооружения существуют лишь в северной части города, а в г. Североморске отсутствуют полностью. Данная проблема характерна и для других населенных пунктов.

Строительство Южных очистных сооружений канализации города Мурманска, а также очистных сооружений канализационных сточных вод г. Снежногорска является важнейшим мероприятием по улучшению гидрохимического режима Кольского залива ба объекта запроектированы, по Южным очистным устраняются замечания Главгосэкспертизы, стоимость объектов - 7,5 и 0,7 млрд рублей соответственно). Не менее 7 млрд рублей требуется на реконструкцию Северных очистных сооружений канализации города Мурманска.

Не менее остро стоит проблема и при реализации проектов по модернизации объектов питьевого водоснабжения. Запланирована реализация проектов реконструкции водозаборных сооружений в с.п. Тулома и с.п. Териберка (стоимость проектов 89,5 и 102,1 млн рублей соответственно).

Требует решения вопрос о строительстве водовода в Ковдоре (стоимость проекта 743,0 млн рублей).

2.4. Автомобильные дороги

В 2018 году в нормативное состояние приведено 61,9 км региональных дорог (это почти на 59,1 % меньше, чем в 2017 году, - 151,2км).

На дорожную кампанию направлено 2,1 млрд рублей, из них из областного бюджета на конкурсной основе 122 млн рублей получили 13 муниципалитетов, город Мурманск получил субсидию в размере 324 млн рублей.

В результате в нормативное состояние в областном центре было приведено 232 тыс. кв. метров дорог - это в том числе и за счет средств города, в остальных муниципалитетах - 93,8 тыс. кв. метров дорог (около 13,4 км).

2.5. Малое и среднее предпринимательство

В 2018 году на эти цели из средств областного и федерального бюджетов направлено порядка 78,0 млн рублей, за счет которых было предоставлено 134 льготных микрозайма, 20 грантов на создание собственного бизнеса, 23 целевых субсидии, выдано 23 поручительства, которые позволили привлечь более 420 млн рублей кредитных ресурсов.

Данные по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства и среднесписочной численности работников приводятся из Единого реестра МСП УФНС России по Мурманской области. С 2017 года данные о количестве средних предприятий (в том числе о распределении по видам экономической деятельности) Мурманскстатом не предоставляются (данные о количестве ИП за 2018 год будут опубликованы только 05.06.2019).

Количество средних предприятий, малых предприятий

(включая микропредприятия) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области, единиц



2017 год

2018 год

2018 к 2017, %

Средние предприятия

52

47

90,4 %

Малые предприятия

1011

904

89,4 %

Микропредприятия

10661

9955

93,4 %

Индивидуальные предприниматели

15288

15378

100,6 %

Всего

27012

26284

97,3 %

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на средних предприятиях, малых предприятиях (включая микропредприятия) и в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности, человек


2017 год

2018 год

2018 к 2017, %

Средние предприятия

5331

5172

97,0 %

Малые предприятия

24937

21470

86,1 %

Микропредприятия

22635

22978

101,5 %

Индивидуальные предприниматели[1]

23793

23670

99,5 %

Всего

76696

73290

95,6 %

Согласно данным Мурманскстата:

Оборот продукции (товаров, работ, услуг) средних,

малых и микроорганизаций, выручка от реализации продукции

(товаров, работ, услуг) ИП (тыс. руб.)


2017

2018

2018 к 2017, %

Средние предприятия

33 634 600,0

39 263 228,0

116,7

Малые (оборот)

101 398 961,0

86 350 543,0

85,2

Микропредприятия

75 679 701,0

81 018 258,0

107,1

ИП (выручка)

35 289 753,9

35 289 753,92

100,0

Всего

246 003 015,9

241 921 782,9

98,3


В 2018 году на территории Мурманской области внедрены новые:

- региональная обучающая программа развития действующего бизнеса «Делай Дело»;

- медиа-проект «ProБизнес»;

- выставка-диалоговая площадка «B2B ЭКСПО», в работе которой   приняли участие более 100 человек.

2.6. Рыбохозяйственный комплекс

Вклад рыбохозяйственного комплекса в консолидированный бюджет региона по налоговым платежам в 2018 году составил порядка 6,1 млрд рублей (8,8 % в налоговых доходах консолидированного бюджета региона, рост в 1,2 раза по сравнению с 2017 годом).

Вылов водных биоресурсов в 2018 году составил 657 тыс. тонн, что на 51 тыс. тонн меньше вылова 2017 года (92,7 % к уровню 2017 года).

Предприятиями товарного рыбоводства Мурманской области выращено 21,3 тыс. тонн рыбы, реализация (по всем каналам сбыта) составила 5,9 тыс. тонн (в 2017 году было выращено 13,5 тыс. тонн, реализовано 9,1 тыс. тонн).

Общая сумма кредитных средств, привлеченных на развитие аквакультуры, процентная ставка по которым субсидировалась государством, составила 2,8 млрд рублей. Субсидия предоставлена двум рыбоводным организациям на общую сумму 54,0 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 38,3 млн руб.

Объем государственной поддержки предприятий рыбопереработки в 2018 году составил 6,04 млн рублей, субсидия предоставлена 3 предприятиям.

2.7. Туризм

Объем платных услуг, оказанных населению в Мурманской области в сфере туризма (включая услуги коллективных мест размещения), в 2017 году составил 2844,5 млн руб. В отношении 2018 года имеется только экспертная оценка - 2872,0 млн рублей. В соответствии с федеральным планом статистических работ официальные данные будут в конце июня 2019 года.

По экспертной оценке, доля туризма в ВРП региона в 2017 году (без учета мультипликативного эффекта) составляет 1,7 % (По виду деятельности «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания». Официальные статистические данные по структуре ВРП за 2018 год будут в 2020 году).

По данным Мурманскстата, на территории региона работает 87 турфирм, в том числе 30 туроператорских компаний.

По данным Мурманскстата, всего в туристской отрасли без смежных отраслей, занято 2383 чел.: из них в гостиницах - 2081 чел., в туркомпаниях - 302 чел.

В 2017 году объем турпотока составил 413,7 тыс. человек, в том числе 51,9 тыс. иностранных туристов. По оценке, в 2018 году турпоток составит около 430 тыс. человек, в том числе 53,8 тыс. иностранных туристов. В соответствии с федеральными планом статистических работ официальная статистическая информация за 2018 год поступит в конце июля 2019 года.

3. Исполнение Плана-графика реализации в 2018 году мероприятий государственных программ, предусматривающих бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, государственным заказчиком по которым является Министерство строительства и территориального развития Мурманской области (далее - План-график)

Всего в План-график в 2018 году были включены 26 мероприятий по строительству, реконструкции, а также разработке проектной документации на строительство объектов областной и муниципальной собственности, осуществляемых в рамках 8 государственных программ.

По результатам мониторинга исполнение Плана-графика по итогам 2018 года исходя из финансирования программных мероприятий составило 89,8 %, с учетом средств федерального бюджета и внебюджетных средств (Пенсионный фонд РФ) - 86,1 %.



За 2018 год

всего

(областной бюджет)

с учетом федеральных и внебюджетных средств

План

840,0 млн руб.

939,0 млн руб.

Кассовые расходы

754,5 млн руб.

808,7 млн руб.

Процент исполнения плана

89,8 %

86,1 %

Информация по выполнению мероприятий

в разрезе государственных программ за 2018 год

№ п/п

Наименование

государственных программ

Всего сумма бюджетных инвестиций

на 2018 год,

тыс. руб.

Кассовый расход

за 2018 год

тыс. руб.

% выполнения

1.

ГП МО «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона»

108 197,7

91 500,2

84,6 %

2.

ГП МО «Обеспечение общественного порядка и безопасности населения региона»

66 977,3

24 210,4

36,1 %

3.

ГП МО «Развитие культуры и сохранение культурного наследия региона»

157 560,5

157 553,4

100 %

4.

ГП МО «Развитие образования»

56 727,8

42 896,3

75,6 %

то же с учетом

федеральных средств

127 697,0

69 089,9

54,1 %

5.

ГП МО «Развитие здравоохранения»

12 788,8

12 554,5

98,2 %

6.

ГП МО «Социальная поддержка граждан»

27 818,4

26 976,4

97,0 %

то же с учетом средств Пенсионного фонда РФ

40 592,1

39 750,1

97,9 %

7.

ГП МО «Развитие физической культуры и спорта»

362 482,3

357 193,0

98,5 %

8.

ГП МО «Развитие рыбного и сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

47 500,7

41 617,2

87,6 %

то же с учетом

федеральных средств

62 700,7

56 817,2

90,6 %

9.

Итого:

840 053,5

754 501,5

89,8 %

то же с учетом

внебюджетных и

федеральных средств

938 996,4

808 668,8

86,1 %

Низкое кассовое исполнение имеется по трем государственным программам - «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона» (84,6 %), «Обеспечение общественного порядка и безопасности населения региона» (36,1 %), «Развитие образования» (75,6 %).

Общее кассовое исполнение Плана-графика за 2018 год по государственной программе Мурманской области «Развитие культуры и сохранение культурного наследия региона» составило 100 % от запланированного.

Общее кассовое исполнение Плана-графика за 2018 год по государственной программе Мурманской области «Развитие рыбного и сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» составило 87,6 % от запланированного.

Общее кассовое исполнение Плана-графика по государственной программе Мурманской области «Развитие здравоохранения» составило
98,4% от запланированного.

Общее кассовое исполнение Плана-графика по государственной программе Мурманской области «Социальная поддержка граждан» составило 97,1 % от запланированного.

Общее кассовое исполнение Плана-графика по государственной программе Мурманской области «Развитие физической культуры и спорта» составило 98,5 % от запланированного.

4. Работа с обращениями граждан

Всего в 2018 году в Правительство Мурманской области поступило
11 198 обращений (поставлен 13 261 вопрос), что на 5 % меньше, чем в 2017 году (11 820 обращений, содержащих 13 103 вопроса).

Из числа поступивших обращений 215 коллективных, что на 12 % меньше по сравнению с 2017 годом (244).

В 2018 году Правительством Мурманской области проведено 200 личных приемов, в ходе которых принято 516 человек.

23 октября 2018 года проведен ставший традиционным Единый день приёма граждан (впервые он был проведен в 2015 году). Всего в ходе Единого дня приёма граждан был принят 251 северянин, заслушано 283 вопроса.

12 декабря 2018 года проведен общероссийский день приема граждан, в ходе которого в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления Мурманской области принят 251 человек, поступило 231 письменное обращение.

Анализ содержания поступивших обращений свидетельствует о том, что тематические предпочтения в вопросах жителей региона остаются традиционными.

Лидирующую позицию занимают обращения, в которых поставлены вопросы, относящиеся к жилищно-коммунальной сфере, - 6 271 (47 %):
о неудовлетворительной работе обслуживающих организаций, параметрах отопления и качестве водоснабжения, высокой квартплате при невысоком качестве предоставленных коммунальных услуг, перерасчете за услуги ЖКХ, проведении капитального ремонта домов. Актуальными были вопросы, связанные с улучшением жилищных условий, расселением ветхого и аварийного жилья, переселением из районов Крайнего Севера.

Второй по значимости темой обращений граждан стала социальная сфера - 3 475 (26 %): о работе учреждений здравоохранения, проведении медицинских обследований, обеспечении лекарственными препаратами льготных категорий граждан, оказании материальной помощи и мерах социальной поддержки, образовании, науке и культуре, занятости населения и оплате труда, спорте и оснащении спортивных объектов.

Третье место занимают вопросы экономического развития -
1 853 (14 %): о благоустройстве населенных пунктов, ремонте автодорог и работе пассажирского транспорта, поддержке предпринимательства и хозяйственной деятельности предприятий, экологии и охране окружающей среды, гуманном отношении к животным и регулировании численности безнадзорных животных, соблюдении правил торговли.

Четвертое место занимают обращения по вопросам государства, общества и политики ‑ 1 013 (8 %): об обеспечении прав, закрепленных Конституцией Российской Федерации, рассмотрении ранее направленных обращений, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

В обращениях жители региона задавали вопросы, касающиеся   обороны, безопасности и законности, - 649 (5 %): об исполнении судебных решений, урегулировании конфликтов на бытовой почве и соблюдении закона о тишине, деятельности правоохранительных органов, оказании юридической помощи.

Тематика обращений граждан в 2018 году в сравнении с
2017 годом отражена в таблице:


Тематика

2018

2017

Всего обращений

11 198

11 820

В них содержится вопросов:

13 261

13 103

Жилищно-коммунальной сферы:

5 689 - о содержании и обеспечении коммунальными услугами жилищного фонда;

582 - об обеспечении права на жилье и переселение

6 271

(47 %)

6 316

(48 %)

Социальной сферы:

1 587 - о здравоохранении (1 391 - о работе учреждений здравоохранения и медицинском обслуживании, 196 - о лекарственном обеспечении);

855 - о мерах социальной поддержки;

447 - об образовании, науке и культуре;

394 - о труде и занятости населения;

94 - о поддержке семьи;

47 - о развитии спорта и оснащении спортивных объектов;

35 - о работе органов ЗАГС;

16 - о средствах массовой информации

3 475

(26 %)

3 654

(28 %)

Экономическое развитие:

1 218 - об осуществлении хозяйственной деятельности, благоустройстве населенных пунктов, дорожном хозяйстве;

299 - о предпринимательстве и торговле;

264 - о природных ресурсах и охране окружающей среды, регулировании численности безнадзорных животных;

30 - о налогах и сборах;

42 - об информационных ресурсах и технологиях

1 853

(14 %)

1 406

(11 %)

Государство, общество и политика:

490 - о решении вопросов, поставленных в ранее направленных обращениях, о личном приеме;

277 - о конституционных правах и свободах граждан, деятельности органов власти;

199 - о гражданском праве;

47 - о награждениях и поощрениях

1013

(8 %)

1 288

(10 %)

Оборона, безопасность и законность:

318 - о безопасности и охране правопорядка;

273 - о правосудии, судопроизводстве, исполнительном производстве, деятельности прокуратуры и правоохранительных органов;

58 - о памятниках воинам, службе в Вооруженных Силах РФ

649

(5 %)

439

(3 %)






[1] Данные Мурманскстата по выручке индивидуальных предпринимателей Мурманской области будут предоставлены 5 июня 2019 года. В расчете оборота использован показатель 2017 года.

Информация по индивидуальным предпринимателям будет опубликована 05.06.2019, информация по средним предприятиям с конца 2017 года Мурманскстатом не предоставляется.

AA