Размер шрифта: А А А
Цвет: Ц Ц Ц Ц
Изображения: Выкл. Вкл.
Обычная версия сайта

Отчет Губернатора Мурманской области о результатах деятельности Правительства Мурманской области в 2014 году


скачать документ в формате DOC


скачать документ в формате PDF



Уважаемый Михаил Васильевич!

Уважаемые депутаты, участники заседания!

Сегодня в соответствии с Уставом Мурманской области представляю отчет о результатах деятельности областного Правительства в прошедшем году.

Прежде всего хочу поблагодарить вас, уважаемые депутаты, за конструктивную и продуктивную совместную работу. Из 76 законопроектов, которые внесены Правительством области на рассмотрение Думы, 72 в прошлом году стали законами. И этот диалог, который сегодня ведется между исполнительной и законодательной властью, я считаю одним из важнейших общих достижений.

Он особенно ценен в период глобальных преобразований, которыми был отмечен минувший год - год, когда россияне единодушно поддержали воссоединение Крыма и Севастополя с нашей страной. Год, когда мы искренне сопереживали и помогали жителям юго-восточных регионов Украины. Только в Мурманской области, спасаясь от военных действий, более 4,6 тыс. беженцев нашли приют. Год, когда в связи с ухудшением внешнеэкономических и внешнеполитических условий наиболее остро начала обозначаться необходимость структурных изменений в экономике страны.

В этих условиях от Правительства области так же, как и от федерального Правительства, потребовалось принятие оперативных мер, и в начале текущего года были сформированы соответствующие планы по повышению устойчивости развития экономики и социальной стабильности и рабочие группы. К этой работе активно подключились и муниципальные образования региона, с которыми налажено взаимодействие по этому вопросу.

Основными задачами планов по повышению устойчивости являются обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней при безопасных уровнях дефицита и долговой нагрузки, концентрация господдержки на приоритетных направлениях, снижение налоговой нагрузки на малый бизнес.

И в рамках реализации поставленных задач нами успешно и своевременно был выстроен конструктивный диалог с бюджетообразующими предприятиями региона и достигнута договоренность о заблаговременном информировании об их финансовом положении, планируемых объемах налоговых платежей, а также обеспечении согласованности с Правительством области действий при проведении оптимизационных мероприятий.

В результате объемы налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона позволяют нам сохранять осторожный оптимизм.

Несмотря на события, являющиеся испытанием на прочность как для всей страны, так и для региона, ушедший год был плодотворным и для меня, и для моей команды. В ходе рабочих поездок в муниципальные образования проводились многочисленные встречи с жителями, трудовыми коллективами, общественностью. Вопросы, не требующие проверки, решались незамедлительно, более сложные проблемы - после дополнительной проработки.

Ни одно из поступивших обращений в Правительство не осталось без внимания. Думаю, что это наряду с нашими усилиями по повышению качества предоставляемых государственных услуг сказалось на росте доверия граждан к деятельности исполнительных органов власти. Об этом, по данным соцопросов, свидетельствует положительная динамика удовлетворенности населения деятельностью исполнительной власти (2014 год - 43,2 %, 2013 год - 36,7 %), в том числе во всех оцениваемых сферах деятельности (здравоохранении, образовании, ЖКХ, физической культуре и спорте, обеспечении безопасности граждан).

Мы и впредь будем опираться на мнение жителей региона и строить свою работу с учетом их пожеланий и потребностей.

Именно интересы всех жителей региона мы отстаивали на протяжении ряда последних лет, обосновывая необходимость включения всей территории Мурманской области в состав Арктической зоны Российской Федерации. И нам это удалось!

Мы выбрали «арктический вектор» развития, и все наши усилия направлены на то, чтобы Мурманская область стала стратегическим центром Арктической зоны Российской Федерации.

Мы активно включились в работу недавно образованной Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и приложим максимальные усилия для защиты интересов региона на федеральном уровне.

Наша «арктическая специфика», как вы знаете, выражается и в безусловных преимуществах, и в объективно высоких затратах при ведении хозяйственной деятельности. Это в совокупности с негативным влиянием внешних, в том числе политических, факторов и ухудшением внутренних условий развития российской экономики сказалось на темпах экономического роста в регионе.

Валовой региональный продукт в 2014 году мы оцениваем практически на уровне 2013 года - 100,4 %.

Доходы консолидированного бюджета региона за 2014 год выросли на 2,6 %, за счет повышения финансового результата в металлургии и рыбохозяйственном комплексе.

Сохранилась позитивная динамика темпов роста среднедушевых денежных доходов населения и оплаты труда. Средняя заработная плата в регионе составила почти 43 тысячи рублей. К сожалению, инфляционная составляющая не позволила вырасти ее реальной величине, снижение составило 1,1 %.

Но, как и ранее, в приоритете задачи, обозначенные главой государства Владимиром Владимировичем Путиным в «майских» указах.

И все установленные показатели по уровню заработной платы достигнуты. Прирост средней заработной платы по отдельным категориям работников в бюджетной сфере составил за год от 4,2 до 15,8 %.

Для повышения устойчивости экономики и обеспечения её роста мы прилагаем максимальные усилия в инвестиционной сфере. Для этого принят ряд вполне конкретных мер, направленных на повышение инвестиционной активности:

- во-первых, завершено внедрение регионального инвестиционного стандарта, и в эту работу вовлечены муниципальные образования. За этими сухими фразами сложнейшая задача - изменить отношение каждого чиновника к бизнесу, научиться ценить каждого предпринимателя, каждого, кто готов к развитию, к инвестированию. Мы должны искать возможности для содействия, идти навстречу инициативам;

- во-вторых, внедрена оценка регулирующего воздействия проектов всех нормативных правовых актов в регионе. Наша задача - исключить избыточные нормы и требования, затрудняющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность;

- в-третьих, заработала Корпорация развития Мурманской области. При её участии уже реализован проект - строительство 8-местной скоростной гондольной канатной дороги в Кировске. В настоящее время в инвестиционном портфеле Корпорации более 10 проектов;

- в-четвертых, создан Центр кластерного развития. Сделаны практические шаги по формированию кластера обеспечения шельфовой добычи в Арктике. Для реализации проекта размещения на мощностях 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково опорной береговой базы обеспечения шельфовых проектов компании «Роснефть» были созданы все необходимые условия: разработаны законы Мурманской области по установлению новых границ г. Мурманска и ЗАТО г. Североморск, по разграничению имущества, а главное - по сохранению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан из числа жителей Росляково;

- в-пятых, нам удалось добиться проведения в текущем году аукциона на право пользования участком недр федерального значения, на котором расположено Африкандское месторождение. Реализация проекта освоения этого месторождения станет первым шагом к формированию в регионе химико-технологического кластера.

Это лишь самые весомые шаги.

На реализацию мероприятий по формированию благоприятной инвестиционной среды было направлено больше, чем в 2013 году, - 350 млн. рублей. Радует пусть и незначительный, но рост инвестиций на 1,9 %.

В дальнейшем необходимо сосредоточиться на государственно-частном партнерстве, которое еще слабо используется, размещении в регионе полных циклов производства и максимальном вовлечении в него наших малых компаний.

В 2014 году мы ввели новые виды и формы поддержки малого и среднего бизнеса. Мы впервые оказали им финансовую поддержку по возмещению затрат, связанных с «северным удорожанием». Рассчитываем на привлечение более значительного финансирования из федерального центра на эти цели. Соответствующие предложения в Минэкономразвития России направлены.

Впервые мы поддержали «социальный бизнес».

Также впервые включились в реализацию федеральной программы по содействию молодежному предпринимательству «Ты - предприниматель», в которой приняли участие более 1 400 жителей области, 42 человека успешно прошли обучение и подготовили бизнес-планы. И пусть из их числа зарегистрировано только 11 новых компаний, это решительный шаг в правильном направлении.

На государственную поддержку «малышей» мы направили более 93 млн. рублей. А годовой оборот продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, по предварительной оценке, составил 138,9 млрд. рублей с незначительным ростом на 0,2 %.

Наиболее актуальным остается вопрос снижения налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства на начальном этапе развития бизнеса.

И в прошлом году, несмотря на значительный дефицит бюджетных ресурсов, нами было принято решение отложить взимание налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости с административных и торговых объектов. Кроме того, мы также отложили изменения регионального законодательства о налогообложении имущества физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

А в этом году мы внесем вам на рассмотрение проект закона о «налоговых каникулах» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, использующих упрощенную и патентную системы налогообложения.

Это позволит и в дальнейшем обеспечить стабильные налоговые условия для бизнеса.

Задача этого года - сконцентрировать поддержку предпринимательства на сглаживании тех негативных тенденций, которые возникли из-за падения курса рубля и повышения ключевой ставки. В первую очередь необходимо обеспечить доступность микрокредитования. Эти меры, и не только, мы также предусмотрели в плане по повышению устойчивости развития экономики и социальной стабильности.

Из нововведений и Дни инноваций, которые призваны стать площадкой для взаимодействия представителей научного и экспертного сообщества, бизнеса и власти по выработке приоритетов инновационного развития региона.

Еще одним важным шагом в институциональной поддержке инноваций стало открытие представительства Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере - «Фонда Бортника». И 6 инноваторов уже получили грантовую поддержку из федерального бюджета. Наряду с этим были введены региональные гранты и субсидии для инноваторов, в том числе и для начинающих, уже выплачено два гранта инновационным компаниям на общую сумму 1 млн. рублей.

Оценку нашей работе дала Ассоциация инновационных регионов России, включив Мурманскую область в число победителей в номинации «Ускорение 2014».

Возможности развития экономики региона, открывающиеся в силу происходящих изменений в условиях освободившихся рыночных ниш за счет ограничения ввоза отдельных продовольственных товаров и необходимости их замещения отечественными, появятся и в таких сферах деятельности, как рыболовство, аквакультура и сельское хозяйство.

На фоне рекордного 2013 года объем вылова водных биоресурсов незначительно снизился. При этом в условиях введения годового продовольственного эмбарго рыбная продукция, производимая предприятиями области, стала еще более востребованна.

Здесь работали, что называется, в «ручном режиме». Я о проблемах, возникших у переработчиков в конце прошлого года с сырьём. Их удалось решить путем своевременного перераспределения неиспользованной научной квоты.

В текущем году во избежание таких проблем мы инициировали подписание соглашения между добытчиками рыбы и ее переработчиками о первоочередном предложении нашим береговым рыбофабрикам добытых биоресурсов и обеспечении со стороны последних их глубокой переработки. Подобная договоренность была достигнута и с предприятиями аквакультуры.

Как уже не раз отмечалось, аквакультура - одна из «точек роста» экономики региона, поэтому на её поддержку направили свыше 44 млн. рублей.

Объем товарного выращивания атлантического лосося и морской форели в 2014 году составил почти 19 тыс. тонн, реализовано около 13 тыс. тонн красной рыбы.

Для создания благоприятных условий развития аквакультуры нами организована работа по формированию границ рыбоводных участков. В текущем году предстоит рассмотреть более 30 таких проектов. Кроме того, продолжается работа по обеспечению импортозамещения, в том числе путём поддержки проектов по созданию производства посадочного материала (смолта) лосося и форели, а также рыбных кормов для аквакультуры.

Это позволит снизить зависимость от импортных поставок данной продукции, а также создать дополнительные рабочие места.

Еще одним сектором экономики, обеспечивающим регион собственной продовольственной продукцией, является аграрный сектор.

Учитывая, что без государственной поддержки сельскохозяйственное производство не может существовать и в более благоприятных климатических условиях, а также ухудшение финансовой ситуации на сельхозпредприятиях региона, в 2014 году мы увеличили ставки субсидий на основные виды сельскохозяйственной продукции и направили на государственную поддержку отрасли более 476 млн. рублей.

Вместе с этим обострение ситуации в данном секторе экономики и снижение объема сельхозпроизводства на протяжении двух последних лет (в 2014 году - на 17,5 %) вызвано в том числе банкротством двух основных производителей мяса птицы и свиней (ООО «Свинокомплекс Пригородный» и ООО «Птицефабрика Мурманская»), применявших схему аутстаффинга (трудоустройство работников через другие компании).

В настоящее время производство мяса свиней сохранено и осуществляется на действующем предприятии ООО «СК Пригородный», которое производит продукцию на арендованных мощностях предприятий-банкротов и также применяет аутстаффинг (большинство работников, обеспечивающих данное производство, числятся в штате компаний ООО «Мурманская-1», ООО «Свинокомплекс Пригородный-1» и ООО «МАПС» и юридически не являются сотрудниками ООО «СК Пригородный»).

Производство мяса птицы прекращено по причине нерентабельности, и летом этого года планируется высвобождение 86 работников, которым будет оказана помощь в трудоустройстве.

Также буквально на днях состоялась моя поездка на старейшее сельхозпредприятие региона «Тулома», отметившее 85-летний юбилей, в отношении которого в этом году введена процедура наблюдения, ситуация на предприятии постепенно выравнивается.

Но, несмотря на сложности, организациями агропромышленного комплекса региона расширяется и обновляется ассортимент выпускаемой продукции, прилагаются огромные усилия по сохранению местного производства.

И в текущем, напряженном с точки зрения бюджетных ограничений, году мы сохранили плановые объёмы финансирования на господдержку сельхозпроизводства, пересмотрели условия субсидирования в целях повышения доступности господдержки для малых форм хозяйствования, осуществляющих производство сельхозпродукции, приняли решение о возмещении сельскохозяйственным государственным областным (муниципальным) унитарным предприятиям части затрат, связанных с приобретением кормов.

Это позволит поддержать местных сельхозпроизводителей и стабилизировать ситуацию в аграрном секторе региона.

Исключительное значение для решения задач по освоению арктического шельфа, повышению интенсивности использования Северного морского пути и развитию экономики региона имеет транспортная инфраструктура.

В прошлом году дан старт практической реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Осуществлены мероприятия по развитию пассажирской инфраструктуры морского транспорта. В частности, завершена реконструкция пирса дальних линий пассажирского района морского порта Мурманск. Откорректирована и направлена в Главгосэкспертизу проектная документация по реконструкции морского вокзала.

Автомобильные дороги. На дорожное хозяйство было предусмотрено около 1,9 млрд. рублей. Произведен ремонт почти 56 км региональных дорог, восстановлены изношенные асфальтобетонные покрытия на отдельных участках общей протяженностью 13 км.

Хочу отметить, что своевременно проведенные конкурсные процедуры обеспечили завершение кампании по ремонту региональных автодорог до начала зимнего сезона. Не нужно напоминать, как это было ранее…

При финансовой помощи из областного бюджета выполнен ремонт более 156 тыс. кв. метров покрытия местных автомобильных дорог в городах Мурманск, Ковдор, Апатиты, Оленегорск, в ЗАТО Александровск и Североморск, а также в Никеле, Заполярном и Ревде.

В целях более качественного проведения работ по содержанию и ремонту дорог созданы с привлечением частного капитала два новых дорожных предприятия - «Никельавтодор» и «Мурманавтодор», которые уже инвестировали более 550 млн. рублей в приобретение новой техники.

Обеспечена передача в федеральную собственность двух региональных автодорог: Восточно-Объездной автодороги г. Мурманска и автоподъезда к ЗАТО г. Североморск. Это позволит уже в этом году сэкономить на их содержании 20,5 млн. рублей из областного бюджета.

Для снижения аварийности на автомобильных дорогах продолжалось развитие системы фото- и видеофиксации правонарушений дорожного движения. Кроме того, обустроено более 7 км наиболее опасных участков дорог дорожными ограждениями барьерного типа, включая поперечные шумовые полосы, установлены информационные знаки.

Стабильно функционировали морская социально значимая линия и местные воздушные линии. Обеспечена бесперебойная работа пассажирского транспорта. На организацию пассажирских перевозок всеми видами транспорта общего пользования из областного бюджета было выделено 714 млн. рублей.

Мы с вами, в отличие от многих регионов России, не допустили перебоев в пригородных железнодорожных перевозках.

Немного о туризме. Мы, что называется, «заглянули в будущее», своевременно вложившись с муниципалитетом Кировска и компанией «Апатит» в проект «Хибины». На фоне экономических факторов, о которых упоминалось ранее, переориентации россиян на отечественные курорты Кировск пользовался особой популярностью. По экспертной оценке, турпоток в новогодние праздники сюда увеличился от 30 до 50 %. Только новая гондольно-кресельная дорога обслуживала около 4 тысяч туристов ежедневно. Объединение двух зон катания на горе Айкуайвенчорр, введение единого скипасса, увеличение пропускной способности горнолыжных комплексов на 2 400 чел/час и организация ежедневного авиасообщения аэропорта «Хибины» с Москвой и Санкт-Петербургом позволили принять всех желающих.

Конечно, не все прошло гладко, требуется существенная наладка отдельных организационных процессов, но, как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает.

Важным результатом нашей работы стало включение перспективного проекта по созданию туристско-рекреационного кластера «Хибины» в федеральную программу, направленную на развитие туризма.

Продолжили поддержку формирования туристской инфраструктуры. Впервые субсидировали затраты организаторов событийных мероприятий туристской направленности.

В 2014 году были созданы две новые особо охраняемые природные территории регионального значения: природный парк «Полуострова Рыбачий и Средний» и государственный заказник «Кайта».

Прорабатываем вопрос о возможности получения дополнительных доходов в областной бюджет от оказания экскурсионных услуг на особо охраняемых природных территориях регионального значения. Развитие экотуристической деятельности будет способствовать повышению привлекательности региона для экологического туризма.

Теперь что касается охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Нами сделаны первые практические шаги по реализации инфраструктурных проектов в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на основе государственно-частного партнерства.

В рамках заключенного концессионного соглашения в прошлом году были переданы в аренду концессионеру земельные участки для размещения полигона ТБО, мусоросортировочного комплекса и сети мусороперегрузочных станций. Уже проведены работы по инженерным изысканиям, осуществляется разработка проектной документации.

С учетом передачи с 1 января 2016 года региональным органам власти всей полноты ответственности в области обращения с отходами задача регионального Правительства текущего года - организовать эту работу.

Накопленный экологический ущерб - многолетняя проблема, до которой еще 10-15 лет назад никому не было дела. Нам удалось привлечь 50 млн. рублей из федерального бюджета на ликвидацию последствий, связанных с размещением несанкционированных свалок судов вдоль побережья Кольского залива. Проект будет реализован в текущем году.

Также в прошлом году выпущено второе издание Красной книги Мурманской области, которая в настоящее время распространяется среди образовательных, научных и природоохранных учреждений региона.

Проводимая нами работа по обеспечению комфортности проживания населения очень многогранна и ведется не так быстро, как бы нам хотелось. Жилищная проблема остается нерешенной для целого ряда наших граждан.

В 2014 году введено в эксплуатацию 25,1 тыс. кв. метров жилья, больше, чем в прошлом году.

На улучшение жилищных условий граждан за счет бюджетов всех уровней направлено более 440 млн. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета свыше 210 млн. рублей с ростом к 2013 году в 1,6 раза. 219 граждан, включая молодые семьи, улучшили свои жилищные условия.

Расселение аварийного жилищного фонда - особенно актуальная задача.

В современное, комфортное и безопасное жильё в прошлом году переехали 1114 человек, расселено 550 аварийных жилых помещений. В текущем году планируется переселить более 700 человек.

Продолжалась работа по формированию земельных участков для многодетных семей.

Почти половина многодетных семей в регионе заявила о своем желании получить земельные участки - это 2079 семей. Своим правом в городах Мурманск, Оленегорск, Кировск, Мончегорск, Апатиты и Полярные Зори, в Кандалакшском, Кольском, Терском и Ловозерском районах воспользовались 416 многодетных семей, что составляет 20 % от числа желающих получить земельный участок, из них 220 семей - в 2014 году (в 2013 году - 15,9 % многодетных семей). На это направлено 29,5 млн. рублей, из них 2,8 млн. рублей - на оказание финансовой помощи при строительстве домов трём многодетным семьям.

Вместе с этим, несмотря на все принимаемые меры и внешне положительную динамику предоставления участков, не могу признать, что темпы этой работы являются удовлетворительными, особенно в отдельно взятых муниципалитетах. Ситуация находится на моем личном контроле.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания наших жителей Фондом содействия реформированию ЖКХ предоставлена государственная поддержка в объеме более 33 млн. рублей на капитальный ремонт 27 многоквартирных домов в 5 муниципальных образованиях. Ремонтные работы в полном объеме будут завершены в текущем году.

Почти 6 тысяч многоквартирных домов включено в утвержденную региональную программу капитального ремонта на 2014 - 2043 годы.

Проведен капитальный ремонт 80 многоквартирных домов в 3 муниципальных образованиях: г. Мурманск, ЗАТО г. Североморск, п. Умба. На эти цели направлено из местных бюджетов 163 млн. рублей и 3,5 млн. рублей средств собственников.

В 2014 году создан региональный Фонд капитального ремонта.

К сожалению, на старте руководство Фонда допустило ряд управленческих ошибок, среди которых - отсутствие качественной системы биллинга, невозможность для всех жителей региона оплатить счета без комиссии, выставление некорректных счетов.

Региональной властью проведено тщательное рассмотрение сложившихся проблем, проанализированы пути их решения. Так, в настоящее время:

- налажен обмен информацией между Фондом и ресурсоснабжающими организациями о собственниках помещений в многоквартирных домах;

- ведется привлечение специалистов муниципальных образований для оперативного взаимодействия с собственниками по корректировке информации в платежных документах;

- в Минстрой России направлены предложения о необходимости внесения изменений в федеральное законодательство, в частности, о необходимости включения региональных операторов в число получателей данных из Росреестра на безвозмездной основе.

Фондом расширена сеть платежных агентов, в настоящее время население всех муниципальных образований обеспечено возможностью перечислять взносы без комиссии.

Собираемость взносов населения на капитальный ремонт многоквартирных домов в Мурманской области находится на достаточно высоком уровне: за первый месяц работы - декабрь 2014 года собираемость составила 43,7 % (для примера, в Санкт-Петербурге, где самый низкий размер взноса по стране (2 рубля за 1 кв. метр), за первый месяц собираемость лишь 5 %). В настоящее время в нашей области собираемость достигла уровня 68 %.

Мы также ведем работу над тем, чтобы жители региона не сталкивались с необоснованным ростом цен на «коммуналку». В 2014 году увеличение общей платы за коммунальные услуги в регионе составило 103,1 % и не превысило уровень инфляции - 110,3 %.

Тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, даже с учетом индексации с 1 июля 2014 года на 4,2 %, в сравнении с другими регионами СЗФО остаются самыми низкими и доступными.

Вся жилищно-коммунальная сфера по-прежнему самая чувствительная для наших граждан. Пришлось усилить надзор. Количество проверок возросло на 10 %, размер предъявленных штрафных санкций увеличился в 1,3 раза, при этом почти 90 % предписаний были исполнены.

Задача этого года - в полной мере использовать нововведения федерального законодательства по лицензированию управляющих компаний и навести порядок в обслуживании жилищного фонда.

Также зона повышенного внимания - подготовка и прохождение отопительного периода, модернизация, строительство и реконструкция объектов коммунального комплекса региона.

Отопительный период прошел без серьезных аварий.

На проведение работ по реконструкции и ремонту коммунальных сетей муниципалитетам направлено 159 млн. рублей. Отремонтировано 9,5 км теплосетей, 30,8 км электросетей, 15,7 км сетей водоснабжения и водоотведения. Начаты работы по модернизации системы электроснабжения для обеспечения постоянным электроснабжением жителей отдаленных населенных пунктов Терского района.

В мае 2014 г. в с. Пялица состоялся запуск комбинированной ветро-солнечно-дизельной установки, в 2015 году аналогичные установки будут запущены в селах Тетрино, Чапома и Чаваньга.

И в целом оценка населением региона наших усилий в этой непростой для региона сфере имеет позитивную динамику. Доля населения, положительно оценивающего ситуацию в сфере ЖКХ, увеличилась на 7,8 % (в 2014 году -24,8 %, в 2013 году - 17 %).

Еще одним важным критерием комфортной среды проживания является безопасность населения. На территории области в целом сохраняется относительно стабильная и контролируемая оперативная обстановка.

Хочу отметить, что наша совместная работа с правоохранительными органами по обеспечению безопасности населения дает свои положительные результаты. Количество зарегистрированных преступлений в прошлом году является самым низким за последние 10 лет. Сократилось число совершенных преступлений по большинству их видов. Вполне закономерно, что выросла доля жителей, положительно оценивающих деятельность властей по обеспечению безопасности населения (в 2014 году - 39,5 %, в 2013 году - 33,3 %).

Удалось сохранить стабильность на рынке труда региона. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,5 % экономически активного населения. По этому показателю мы в тройке лидеров с минимальными значениями среди регионов СЗФО. Снизился и уровень общей безработицы до 6,7 %.

Всего за год в рамках реализации программы по содействию занятости населения трудоустроено более 16 тыс. человек, это более половины от числа обратившихся.

В текущей ситуации с учетом несущественного повышения уровня регистрируемой безработицы нам очень важно сохранить стабильность на рынке труда, не допустить массовой безработицы и уделить особое внимание вопросам занятости населения моногородов, где уровень безработицы выше среднеобластного показателя.

В этих целях разработана программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Мурманской области, которая будет представлена на рассмотрение межведомственной рабочей группе в Минтруде России. Также будет разработана региональная программа по повышению мобильности трудовых ресурсов, так как Мурманская область включена в перечень приоритетных территорий привлечения трудовых ресурсов.

Несмотря на продолжающееся снижение численности населения, к позитивным тенденциям можно отнести сокращение в 2 раза миграционной убыли населения и сохранение естественного прироста населения. Последней, безусловно, способствовала реализация мер по улучшению демографической ситуации, а также развитию системы здравоохранения.

Остановлюсь на некоторых моментах:

- во-первых, проведена диспансеризация отдельных категорий граждан. Это важнейшая мера по ранней диагностике и профилактике заболеваний. Осмотрено более 72 тыс. человек;

- во-вторых, почти шести тысячам жителей региона оказана высокотехнологичная медицинская помощь, что на 21 % больше, чем в 2013 году;

- в-третьих, организована работа «Поезда здоровья» с использованием транспортных средств и мобильного медицинского оборудования. Обследовано и проконсультировано более 11 тысяч жителей из 10 муниципалитетов региона;

- в-четвертых, завершена реконструкция главного корпуса областного противотуберкулезного диспансера;

- в-пятых, завершены мероприятия приоритетного нацпроекта по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, участвующих в оказании медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий; за счет федерального финансирования приобретено 38 единиц медицинского оборудования для 4 учреждений здравоохранения, а за счет областного - 167 единиц медицинского оборудования и 3 автомобиля скорой медицинской помощи.

Одна из острых проблем прошлого года - перебои в обеспечении лекарственными препаратами. Мы провели пересчет потребности на основе персонифицированных пофамильных заявок. Дополнительно выделили 140 млн. рублей. Это позволило снять напряженность и обеспечить основными лекарственными препаратами льготников во второй половине 2014 года. В текущем году потребуются более жесткие меры в рациональном использовании имеющихся ресурсов, усиление ответственности всех участников программы льготного лекарственного обеспечения.

Есть положительная динамика по обеспеченности учреждений здравоохранения врачебными кадрами - 42,3 человек на 10 тыс. населения.

Но, несмотря на принимаемые меры, дефицит медицинских кадров по-прежнему сохраняется. Безусловно, это отражается на работе поликлиник и вызывает справедливое недовольство населения из-за очередей в регистратуру и на прием к врачу, невозможности записаться к специалистам. В то же время кадры - не единственная причина. Явно недостаточной является организационная работа главных врачей медицинских организаций.

Для привлечения в регион медицинских работников:

- организовано прохождение практической подготовки по программам интернатуры по основным специальностям. Результат - трудоустроились 48 врачей-специалистов;

- установлены единовременные компенсационные выплаты по 1 млн. рублей в рамках проекта «Земский доктор». В сельские поликлиники и амбулатории приехали 4 врача-специалиста;

- заключены договоры на целевую подготовку 52 будущих врачей;

- с этого года для студентов вузов и интернов установлена ежемесячная региональная стипендия в размере 3 тыс. рублей и 5 тыс. рублей соответственно.

Текущий год объявлен годом борьбы с болезнями системы кровообращения. Для нас эта проблема актуальна. Поэтому важно направить усилия на развитие высокотехнологичных методов лечения больных с сосудистыми заболеваниями, на проведение профилактических, в том числе скрининговых, мероприятий, на полноценную работу сосудистого центра и отделений.

Повышение качества оказания медицинской помощи остается приоритетной задачей для Правительства региона, а подтверждением действительно качественного результата этой деятельности является повышение удовлетворенности населения медицинской помощью до 42,2 % (19 место среди субъектов РФ, в 2013 году - 35,6 %).

Ежегодно отдельным категориям мурманчан предоставляются бесплатные путевки для отдыха, лечения и оздоровления как в местных здравницах, так и на побережье Черного моря. Более 4,3 тыс. человек воспользовались этой возможностью в прошлом году. Бюджетные расходы - свыше 119 млн. рублей.

В период детской оздоровительной кампании 2014 года был организован отдых и оздоровление более 41 тысячи обучающихся. Детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, путевки предоставлялись бесплатно. Мы сохранили значимую поддержку семей в части предоставления бесплатных путевок в оздоровительные учреждения на территории области и оплаты лишь 10 % стоимости путевок в лагеря за ее пределами.

Необходимость думать о своём здоровье должна стать нормой для любого человека.

Ключевой задачей в направлении укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни является приобщение населения к занятиям спортом. Основное внимание мы уделяем развитию массового спорта и спортивной инфраструктуры. Отмечу, что доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в 2014 году превысила 26 %.

Именно для привлечения большего количества наших жителей к здоровому образу жизни мы приступили к поэтапному внедрению «хорошо забытого старого» - Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Реализованы мероприятия по расширению сети и укреплению материально-технической базы спортивных сооружений. Введен в эксплуатацию новый спортивный объект - крытый каток с искусственным льдом в г. Апатиты, установлены 8 спортивных площадок в муниципальных образованиях.

Хорошими темпами ведется строительство легкоатлетического манежа в г. Мурманске, плавательного бассейна в г. Кандалакше и реконструкция спортивного комплекса «Долина Уюта».

В целях развития спорта высших достижений создан региональный Центр спортивной подготовки.

Доступность всех спортивных объектов расширяет возможности жителей области для занятий физкультурой и спортом, укрепления здоровья, и что очень важно, деятельность региональной власти в этой сфере отмечена достаточно высокой оценкой населения - 48,1 % от числа опрошенных удовлетворены данными возможностями (в 2013 году - 43,5 %).

Особое внимание мы уделяем организации и проведению мероприятий по адаптивной физической культуре. Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения выросла и составила 2,4 %.

Создаются в регионе условия и для предоставления детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию. Почти в 2 раза увеличилось число общеобразовательных учреждений, в которых появилась безбарьерная среда для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мы в полной мере осознаем, что сфера образования определяет перспективы каждого конкретного человека, будущее государства. Здесь концентрируем усилия, и здесь нам традиционно есть чем гордиться!

Завершено строительство, реконструкция и капитальный ремонт 7 детских садов в Кандалакше, Апатитах, Североморске, Заполярном, Гаджиево, в поселках Высокий и Ура-Губа. Введено за год 972 дополнительных места.

В результате ликвидирована очередь в детские сады для детей старше 3 лет, сокращена на 60 % очередность для детей до 3 лет. Можно констатировать, что задачу, поставленную Президентом России по повышению доступности дошкольного образования, мы выполнили.

Всего на модернизацию дошкольного образования в 2014 году было направлено почти 519 млн. рублей из консолидированного бюджета региона.

Качество нашего образования - измеримый показатель. Область сохраняет высокие позиции по результатам ЕГЭ. По итогам государственной итоговой аттестации 2014 года Мурманская область вошла в число 4 субъектов СЗФО, в которых среднетестовые баллы выше общероссийских по всем предметам.

И жители региона традиционно дают достаточно высокую оценку деятельности региональной власти в сфере общего образования, в 2014 году 69,3 % от числа опрошенных удовлетворены состоянием общего образования региона (в 2013 году - 65,6 %).

В целях обеспечения подготовки эффективных и востребованных кадров для экономики региона в 18 профессиональных образовательных организациях обучается более 11 тыс. человек. Был увеличен набор на специальности медицинского и педагогического профилей. Проведена модернизация учебно-лабораторной базы учреждений, созданы 2 многофункциональных центра прикладных квалификаций, развивается сеть ресурсных центров. В результате увеличилась доля наших выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности в течение 1 года, и составила 46,9 %.

Мы сориентировали наше образование на потребности экономики. Поставили задачу по созданию в регионе «Центра арктических компетенций». Основу Центра формируют многоуровневые профессиональные образовательные организации области. Их материально-техническая база уже сейчас позволяет готовить специалистов, отвечающих актуальным требованиям по целому ряду востребованных специальностей: по направлениям металлообработки, судоремонта, горнопромышленного и электротехнического профилей.

Создаем систему комплексной непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Учебный процесс строится на основе специализированных учебных программ для предприятий, уже работающих или готовых работать в арктических условиях. Хотим, чтобы у нас в области громкие слова «Школа – колледж – завод» трансформировались в реально работающий механизм.

Для нас крайне важно реализовать права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. На протяжении ряда лет сохраняется положительная динамика доли детей-сирот, переданных на воспитание в семьи. Мы продолжим эту гуманитарную деятельность.

2014 год прошёл под знаком культуры и был особым для многих наших жителей. Мы постарались насытить его разнообразными красочными мероприятиями.

Впервые провели Всероссийский пленэр художников Северо-Запада России, Межрегиональный Фестиваль народной игрушки России, гастроли поморских хоров по населенным пунктам региона. Значимым событием стало создание сводного детского хора Мурманской области.

Для профессионалов в этой сфере была учреждена региональная награда - звание «Почетный работник культуры Мурманской области». Успешно прошёл первый областной форум работников культуры.

Наступивший год объявлен Годом литературы. Нам нужно сделать всё, чтобы он оставил у северян не менее яркие впечатления.

В отчетном году на предоставление социальной поддержки отдельным категориям граждан направлено более 6,4 млрд. рублей.

Повышение адресной направленности соцподдержки - сегодня ключевая задача для нас в этой сфере.

Сеть учреждений социального обслуживания населения области остается стабильной, укрепляется её материально-техническая база. Реконструирован социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в г. Снежногорске. Принял первых 76 клиентов психоневрологический интернат в п. Алакуртти. Продолжается реконструкция Апатитского психоневрологического интерната.

Обеспеченность стационарными учреждениями социального обслуживания престарелых и инвалидов увеличилась до 23,3 места на 10 тыс. населения. Развиваются стационарозамещающие формы социального обслуживания на дому.

Кроме того, Правительство области поставило перед собой задачу по привлечению негосударственных организаций в сектор предоставления социальных услуг. Как отметил Владимир Владимирович Путин, «часть работы в социальной сфере, конечно, может быть передана в сферу деятельности некоммерческих организаций. Они более чутко относятся к проблемам общества…». Мы взялись за эту архисложную работу. Мурманская область определена Агентством стратегических инициатив «пилотным» регионом для апробации этого нового дела.

Развитие негосударственного сектора предоставления социальных услуг и вовлечение НКО в эту работу позволят улучшить качество оказания услуг и эффективность расходования бюджетных средств, что весьма актуально при наличии дефицита бюджета по итогам года в размере 7,9 млрд. рублей.

В текущем году главный приоритет в сфере управления региональными финансами - повышение сбалансированности областного бюджета. Основные шаги в этом направлении мы уже сделали. Как вы знаете, расходы областного бюджета на 2015 год сокращены на 2,6 млрд. рублей, в 2 раза снижен дефицит областного бюджета (с 7,9 до 3,6 млрд. рублей).

Одна из мер в этом направлении - эффективная система государственных закупок. В прошлом году уже увеличена доля аукционных процедур до 67 %. Экономия бюджетных средств по состоявшимся процедурам составила 463,6 млн. рублей.

Мы последовательно улучшаем качество и повышаем доступность предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям, в том числе с использованием информационных технологий.

Хорошими темпами развивается сеть многофункциональных центров, предоставляющих населению услуги различных ведомств по принципу «одного окна». Всего на территории области осуществляют деятельность 10 многофункциональных центров.

В прошлом году областной МФЦ стал лауреатом Всероссийского конкурса в номинации «Лучший универсальный специалист МФЦ». Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», за прошлый год превысила 60 %.

На Едином и региональном порталах государственных и муниципальных услуг реализована возможность получения 122 услуг в электронном виде.

В 2014 году впервые было организовано проведение независимой оценки качества оказания услуг 80 государственных учреждений, созданы Общественные советы во всех органах власти, внедрена система менеджмента качества в 7 областных организациях.

Всё это направлено на повышение качества предоставляемых услуг нашим жителям.

В целях повышения открытости власти обеспечен выход в эфир телевизионных и радиопрограмм, информационных сообщений по актуальным вопросам социальной, экономической, политической жизни региона.

Впервые был проведен Форум средств массовой информации Мурманской области, участниками которого стали 150 представителей СМИ региона. Наши СМИ пользуются доверием - это важно.

По результатам проведенного нами в 2014 году социологического исследования доля населения, удовлетворенная информационной открытостью деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области, составила 96,2 %.

В регионе сохраняется стабильная ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Этому способствует реализация совместно с органами местного самоуправления и федеральными органами государственной власти комплекса мер, направленных на противодействие идеологии экстремизма, предупреждение межнациональных и религиозных конфликтов, укрепление гражданского единства.

В целях сохранения самобытного уклада жизни коренного малочисленного народа саами и обеспечения его социально-экономического и культурного развития ежегодно выделяется бюджетное финансирование - в прошлом году более 11 млн. рублей. Для обеспечения традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности саами предоставлено более 397 тонн водных биоресурсов. Порадовало, что в прошлом году на 2 общины коренных малочисленных народов Севера стало больше, теперь их 32. Это еще одно подтверждение активной жизненной позиции и укрепления единства саамов.

Вопреки существующей напряжённости внешнеполитической ситуации активизировалось международное сотрудничество Мурманской области.

На высоком уровне организованы и проведены визиты делегаций Мурманской области в Норвегию для участия в праздничных мероприятиях в честь 200-летия Конституции Норвегии, а также для участия в мероприятиях в рамках празднования 70-летия разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье и освобождения Восточного Финнмарка от немецко-фашистских захватчиков.

Одним из важных направлений международного сотрудничества является взаимодействие регионов стран-участниц БЕАР.

Ставшая традиционной дискуссионная площадка «IV Дней российско-норвежского приграничного сотрудничества» доказала свою эффективность как важный инструмент развития приграничного сотрудничества. В мероприятии, совмещенном с «V Европейским форумом приграничного сотрудничества», приняли участие представители приграничных регионов 12 стран Европы.

В прошлом году реализовывались 97 международных проектов, в том числе 47 проектов программы приграничного сотрудничества в рамках Европейского Соседства и Партнерства «ЕИСП - ПС Коларктик 2007-2013» - привлечено свыше 6 млн. долларов США.

С норвежскими партнерами мы завершили проект по утилизации РИТЭГов и переоборудованию российских маяков альтернативными источниками питания. В результате от потенциально радиационно опасных объектов очищена не только территория Мурманской области, но и других регионов СЗФО.

По итогам реализации мероприятий в рамках международных программ и соглашений объем финансовых и материальных ресурсов, поступивших в область в 2014 году из-за рубежа, составил порядка 50 млн. долларов США.

Правительство области продолжит реализацию мероприятий, направленных на укрепление международного, приграничного сотрудничества.

Таковы основные результаты нашей деятельности, направленной на достижение главной цели, сформулированной в Стратегии социально-экономического развития области до 2025 года, - обеспечение достойного уровня жизни наших жителей.

Уважаемые депутаты!

Сегодня мы живем и работаем в непростых геополитических и макроэкономических условиях, обусловленных мощным санкционным давлением со стороны значительной части стран мирового сообщества. И наша важнейшая задача - сохранить социальную стабильность в обществе, обеспечить устойчивое развитие региональной экономики.

Уверена, что общими усилиями мы справимся с этой задачей.

Завершить свое выступление хочу словами В.В. Путина, которые прозвучали в его Послании Федеральному Собранию в декабре прошлого года:

«…сложности, с которыми мы сталкиваемся, создают для нас и новые возможности. Мы готовы принять любой вызов времени и победить.».

Благодарю за внимание.


скачать документ в формате DOC


скачать документ в формате PDF