Размер шрифта: А А А
Цвет: Ц Ц Ц Ц
Изображения: Выкл. Вкл.
Обычная версия сайта

Отчет Губернатора Мурманской области о результатах деятельности Правительства Мурманской области в 2013 году


скачать документ в формате DOC


скачать документ в формате PDF



Уважаемый Михаил Васильевич!

Уважаемые депутаты!

Сегодня в соответствии с Уставом Мурманской области представляю отчет о результатах деятельности областного Правительства в прошедшем году.

И в начале своего выступления хочу поблагодарить вас за совместную конструктивную работу по решению задач социально-экономического развития региона на благо жителей нашей области. Это нашло отражение в росте доверия наших земляков к власти за последний год, которое, по данным ФСО, заметно выросло. Считаю это важным знаком поддержки выбранного нами курса на повышение качества жизни населения и дополнительным стимулом еще лучше работать над решением имеющихся в нашей области проблем.

Кратко остановлюсь на основных показателях социально­-экономического развития региона в 2013 году.

По результатам анализа ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации, проведенного Минрегионом России по итогам 2013 года, за год наша область по сводному индексу социально-экономического развития поднялась с 53-го на 42-е место среди субъектов Российской Федерации[1].

Объём валового регионального продукта, комплексно характеризующий развитие экономики области, вырос на 4,2 % и оценивается в 300 млрд. рублей. Для сравнения, в среднем по России рост составил 1,3 %. В пересчете на душу населения ВРП традиционно выше, чем в среднем по стране (по оценке, 386,8 тыс. рублей).

Промышленное производство, по предварительным данным, выросло на 0,6 %.

Как вы знаете, начиная с прошлого года, мы значительно расширили меры стимулирования инвестиционной активности в регионе. Принятые поправки в региональном законодательстве позволяют оказывать серьезную государственную поддержку инвесторам, выбравшим Мурманскую область для реализации своих проектов.

Первым получателем такой поддержки стало ЗАО «Северо-Западная Фосфорная Компания». Как вы знаете, проекту «Олений ручей» был присвоен статус «стратегический инвестиционный проект Мурманской области» (объем инвестиций - 37,2 млрд. рублей, сроки реализации - 2009­2018). Это позитивно сказалось на росте объемов производства в добывающей промышленности (на 2,6 %).

Были поддержаны два проекта ОАО «Ковдорский ГОК» и проект ОАО «Хибинская тепловая компания», получившие статус приоритетных инвестиционных проектов Мурманской области (общий объем финансирования - 11,6млрд.рублей).

Хотя, по предварительным статистическим данным, объем инвестиций в основной капитал в 2013 году составил 61,7 млрд. рублей, или 81,3 % к уровню предыдущего года, нами этот показатель оценивается в размере около 80 млрд. рублей с приростом в 4 %.

Об этом свидетельствует позитивная динамика инвестиций по итогам 9 месяцев 2013 года (109,7 % к январю - сентябрю 2012 года), обусловленная увеличением капитальных вложений практически по всем основным видам экономической деятельности. Объективная картина притока инвестиций будет сформирована после сдачи предприятиями ежегодного отчета по основным фондам.

Доля инвестиций в ВРП по итогам 2013 года составила 26,5 %, превысив целевое значение данного показателя в 25 %, установленное на 2015 год Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

Этому способствует целый ряд мер, принимаемых Правительством области по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе.

В целях реализации Национальной предпринимательской инициативы в прошедшем году полностью внедрены 9 из 15 разделов Стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. В текущем году внедрение Стандарта будет завершено.

Для повышения конкурентоспособности региона, привлечения российских и иностранных инвестиций создана Корпорация развития Мурманской области.

Введена обязательная процедура проведения оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов Мурманской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Предпринимательское сообщество принимает непосредственное участие в разработке региональных законов и нормативных правовых актов. В рейтинге Минэкономразвития России, характеризующем создание и степень внедрения института оценки регулирующего воздействия правовых актов, Мурманская область занимает 4-е место среди субъектов РФ и 1-е место среди субъектов Северо-Западного федерального округа.

Новым направлением работы в 2013 году стало стимулирование инвестиционной активности муниципалитетов. На конкурсной основе из областного бюджета бюджетам 9 муниципальных образований предоставлены субсидии на сумму 74,7 млн. рублей. В результате сформировано 13 инвестиционных площадок, начались работы по технологическому подключению к электросетям 2 инвестиционных проектов, что позволило начать реализацию 15 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 1,4 млрд. рублей.

Повышению инвестиционной активности способствуют проводимые нами мероприятия деловой направленности, среди которых:

- презентация региона в Торгово-промышленной палате РФ;

- бизнес-миссия мурманских предприятий и организаций в г. Хельсинки (Финляндия);

- III Дни российско-норвежского приграничного сотрудничества (п. Никель);

- II Мурманская международная деловая неделя и многие другие.

В мероприятиях деловой направленности приняли участие около 700 организаций и предприятий, в том числе более 45 зарубежных предприятий из 7 стран, порядка 200 предприятий из 28 регионов России.

Не могу не отметить впечатляющий результат, достигнутый в прошлом году предприятиями нашей традиционной отрасли - рыболовства. Рыбодобытчиками Мурмана выловлено более 697 тыс. тонн водных биоресурсов - это рекордный показатель с 1992 года.

Правительство Мурманской области настойчиво борется за снижение административных барьеров для рыбаков и рыбопереработчиков.

Итогом неоднократных обращений областного Правительства в федеральные органы государственной власти стала отмена с июля 2013 года таможенного декларирования российской рыбы. Это позволило максимально оптимизировать таможенные процедуры в отношении водных биоресурсов.

С ноября 2013 года нами отменено обязательное получение ветеринарного регистрационного удостоверения для рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий, производящих пищевую продукцию.

Мы оказываем государственную поддержку предприятиям береговой переработки и, конечно, аквакультуры, которую рассматриваем как одну из важных точек роста нашей экономики.

Ежегодно предприятиям береговой переработки субсидируется часть процентной ставки по кредитам на закупку сырья, предприятиям аквакультуры - по кредитам на закупку кормов, посадочного материала (смолта), по инвестиционным кредитам на строительство и модернизацию рыбоводных ферм, закупку оборудования.

В результате за год объём выращивания рыбы вырос в 1,3 раза к предыдущему году и составил 22,6 тыс. тонн, прирост объёмов производства рыбопродукции предприятиями береговой переработки, получающими поддержку, в 2013 году составил 13,6 %.

В ближайших планах Правительства - расширение направлений государственной поддержки предприятий рыбохозяйственного комплекса региона.

Так, с 2015 года предприятиям аквакультуры кроме традиционных направлений субсидии будут предоставляться на компенсацию части страховых взносов, части процентной ставки по кредитам на строительство цехов по производству кормов, рыбоперерабатывающих производств, закупку сырья для них.

Для береговых перерабатывающих предприятий предусмотрено субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам.

В перспективе - с 2017 года - планируется субсидирование рыбодобывающим предприятиям области части процентных ставок по инвестиционным кредитам на строительство новых судов.

Ресурсный потенциал прибрежного рыболовства и аквакультуры планируется в большей степени задействовать для развития региональной береговой рыбопереработки, выпускающей продукцию с высокими потребительскими свойствами, в том числе в охлаждённом виде.

Наши рыбаки-северяне умеют и хотят работать. На сегодняшний день главным сдерживающим фактором для ускоренного развития остается несовершенство федерального законодательства. И здесь, уважаемые депутаты, очень важна наша с вами консолидированная позиция в продвижении необходимых изменений законодательства, регулирующего рыбную отрасль.

Трудным оказался 2013 год для предприятий агропромышленного сектора - производство продукции сельского хозяйства сократилось на 19,3 %.

Основная причина ухудшения ситуации в отчетном году - опережающий рост цен на корма и энергоносители по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию, который привел к резкому ухудшению финансового положения большинства предприятий отрасли.

Тем не менее, молочное животноводство региона продолжает сохранять лидирующие позиции в России по удоям (от одной коровы в год получено более 10 тыс. килограммов молока, в то время как в среднем по России этот показатель едва превышает 5тыс. килограммов).

Впервые в 2013 году оказана поддержка начинающим фермерам. Проведен конкурсный отбор для предоставления им грантов на создание и развитие фермерских хозяйств.

Кроме того, фермерам выплачена компенсация на приобретение молодняка крупного рогатого скота для откорма (2,6млн. рублей), что позволило закупить 357 голов и произвести более 120 тонн мяса в живом весе.

С 2012 года реализуются мероприятия по поддержке производства «социального» хлеба. Участие в программе 6 организаций хлебопекарной отрасли, в том числе в отдаленных районах (с. Териберка и п. Зеленоборский), позволило им провести реконструкцию и модернизацию производства, а жителям области дало возможность приобретать ржано-пшеничный и пшеничный хлеб из муки первого сорта по фиксированным ценам (18 и 21 рубль). На эти цели предприятиями было израсходовано собственных средств более 20 млн. рублей, а сумма субсидии из областного бюджета составила почти 9 млн. рублей.

В целом на господдержку сельского хозяйства в 2013 году направлено 570 млн. рублей. Мы намерены и впредь оказывать поддержку тем сельхозпредприятиям, которые развивают свое производство для обеспечения населения региона высококачественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием местного производства. Главное - определить эффективные формы поддержки.

Уважаемые депутаты, для меня северное сельское хозяйство - это не просто одна из отраслей экономики области, это символ жизни Севера. И Правительство области будет делать все возможное, чтобы помочь нашим сельхозпроизводителям.

Исключительное значение для экономики региона имеет эффективное функционирование транспортного комплекса и развитие транспортной инфраструктуры.

Важнейший шаг в этом направлении - проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Он направлен, прежде всего, на развитие западного берега Кольского залива, который имеет свободные территории для вовлечения в портовую деятельность. Это является особенно актуальным для развития порта Мурманск, поскольку восточный берег, где сейчас расположены основные перевалочные мощности, исчерпал свой потенциал и не имеет свободных территорий для расширения. Без развития западного берега и акватории Кольского залива у порта Мурманск нет перспектив по значительному увеличению грузооборота.

Принцип государственно-частного партнерства, на котором основан проект, позволяет привлечь частных инвесторов, которые готовы развивать собственные производственные мощности при обеспечении государством строительства инфраструктуры общего пользования.

На сегодняшний день уже разработан, прошел все необходимые согласования и экспертизы и готов к практической реализации проект строительства на западном берегу Кольского залива терминала по перевалке угля мощностью 18 млн. тонн в год. 19 марта заключен государственный контракт на разработку рабочей документации и строительство объектов федеральной собственности (железнодорожная ветка Выходной - Лавна) проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла».

22 апреля 2014 года подписано дополнительное соглашение к инвестиционному соглашению «О строительстве угольного терминала и железнодорожной линии на западном берегу Кольского залива Мурманской области» между Правительством Мурманской области, государственным заказчиком и частным инвестором. В рамках соглашения с учётом результатов проектно-изыскательских работ стороны уточнили перечень и сроки реализации мероприятий, а также объемы инвестиций в проект, ещё раз подтвердив свою заинтересованность в нем.

Необходимость реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» в полном объеме как стратегически важного для развития шельфовых месторождений и российской части Арктики подтверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Таким образом, работа над проектом «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» переходит в практическую плоскость.

Растет интерес к развитию Мурманского транспортного узла крупных инвесторов.

В июне прошлого года Правительство области и ОАО «НК «Роснефть» заключили соглашение о сотрудничестве при реализации данного проекта, а также при решении других стратегических задач, таких как создание на территории региона необходимой инфраструктуры для обеспечения осуществления проектов компании по освоению месторождений углеводородов на шельфе арктических морей.

Уже сейчас ее дочерней компанией ООО «Карморнефтегаз» осуществляется проект по созданию на западном берегу залива в районе реки Лавна береговой базы обеспечения геологоразведочных и буровых работ в Карском море, которые планируется начать летом этого года.

Кроме того, крупные нефтегазовые компании, такие как ОАО «АНК «Башнефть», ОАО «Газпром», имеют планы по развитию перевалочных мощностей, баз снабжения арктического шельфа в порту Мурманск.

В целях развития пассажирской инфраструктуры морского транспорта в рамках реализации мероприятий проекта «Арктическая Гавань» в 2013 году продолжалась реконструкция пирса дальних линий. Ввод в эксплуатацию нового пирса планируется осуществить до конца текущего года. А в дальнейшем будет проведена реконструкция здания Мурманского морского вокзала.

Важной составной частью транспортного комплекса региона являются автомобильные дороги.

В 2013 году на дорожное хозяйство было выделено около 1,9 млрд. рублей, на которые отремонтировано более 59 км региональных автодорог.

С использованием субсидий из областного бюджета муниципальными образованиями выполнен ремонт более 260 тыс. кв. метров покрытия местных автомобильных дорог и 109 дворовых территорий.

С привлечением субсидий из областного бюджета в 2013 году начались подготовительные работы по реконструкции путепровода, расположенного на основной автодороге, ведущей в г. Полярные Зори.

В июне 2013 года началась масштабная реконструкция «Ленинградки» (участок федеральной автодороги М-18 «Кола» «Автоподъезд к

г. Мурманску км 0 - км 14»). Общая стоимость работ составит более 10 млрд. рублей. К своему 100-летию столица области получит хороший подарок в виде 4-полосной освещенной магистрали с многоуровневыми развязками.

Одним из направлений нашей работы в сфере транспорта является транспортное обслуживание населения.

В 2013 году на обеспечение пассажирских перевозок всеми видами транспорта общего пользования из областного бюджета направлено 705 млн. рублей, из них на автомобильное транспортное обслуживание населения почти 504 млн. рублей.

Следует отметить, что на региональное Правительство возложены обязательства по обеспечению перевозок граждан на социально значимых межмуниципальных маршрутах, а также отдельных льготных категорий граждан.

Учитывая социальную значимость транспортного обеспечения населения, Правительством области принимаются все необходимые меры по сохранению ранее установленного уровня мер социальной поддержки малообеспеченных слоев населения (пенсионеры, школьники/студенты), продолжает действовать единый социальный проездной билет.

В отчетном году Правительство области продолжило оказывать поддержку малому и среднему бизнесу, оборот которого за 2013 год увеличился более чем на 9 % к уровню 2012 года в действующих ценах (или на 0,2 % - в сопоставимых). Хотя численность субъектов малого и среднего предпринимательства в 2013 году увеличилась незначительно (по данным Росстата, всего на 1,6 %), в последнее время наблюдается устойчивая динамика увеличения численности работников, занятых в предпринимательской сфере. На долю малого и среднего бизнеса приходится более 19 % общей численности работников, занятых в экономике области.

В отчетном году на 9,4 % вырос объем государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

428 предпринимателей получили гранты, субсидии, микрозаймы и поручительства. Кроме того, на реализацию мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства выделено 13 млн. рублей.

С целью обеспечения защиты прав и законных интересов предпринимателей в регионе с декабря прошлого года начал свою деятельность Уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Помимо этого предприятия малого бизнеса в сфере туризма получили в 2013 году прямую господдержку на сумму 4 млн. рублей в виде субсидии на реализацию проектов развития инфраструктуры. Большую часть из них составили инвестиции в строительство и реконструкцию туристических баз «Ефимозеро» (Ловозеро), «Пиренга» (Полярные Зори), «Мурманская

страусиная ферма» (Кольский район), гостинично-туристического комплекса «Беломорье» (Кандалакша).

Для создания современной инфраструктуры горнолыжного курорта в городе Кировске начата реализация якорного проекта на основе государственно-частного партнерства ОАО «Апатит», администрации г. Кировска и Правительства области по строительству 8-местной скоростной гондольной пассажирской подвесной канатной дороги.

Инвестиции в проект составят 408 млн. рублей, в том числе почти 143 млн. рублей - средства ОАО «Корпорация развития Мурманской области».

Реализация данного проекта позволит создать мультипликативный эффект, привлекая малый бизнес к созданию сопутствующих сервисов и инфраструктуры, и будет способствовать развитию в регионе туризма в целом.

Именно Хибинская туристско-рекреационная территория ляжет в основу формирования «пилотного» туристического кластера, к созданию которого мы приступили.

На постоянном контроле Правительства области находится жилищный вопрос. На улучшение жилищных условий населения региона в отчетном году направлено более 210 млн. рублей средств областного и федерального бюджетов.

Введено в действие 24,8 тыс. кв. метров жилых домов, что на 2 % больше, чем в 2012 году. Но это, конечно, очень мало.

Основными причинами низких темпов жилищного строительства в регионе являются: отсутствие инженерной инфраструктуры,

обеспечивающей подключение объектов к сетям, и отсутствие свободных электрических мощностей, позволяющих вести комплексную застройку территорий. Мы поступательно решаем эти проблемы.

Эффективным инструментом содействия в обеспечении жильем являются мероприятия по выделению субсидий молодым семьям.

В 2013 году 180 молодых семей улучшили свои жилищные условия с использованием государственной поддержки всех уровней.

Были разработаны специальные условия ипотечного кредитования для молодых учителей. В 2013 году 18 молодых учителей приобрели в собственность квартиры по льготным ипотечным кредитам под 8,5 % годовых с оплатой первоначального взноса в размере не более 20 %.

Улучшили жилищные условия 13 сельских семей, в том числе 3 молодые семьи.11 семей приобрели квартиры на вторичном рынке жилья (в селах Ловозеро, Междуречье и Тулома), для 2 семей учителей сельской школы села Варзуга построены индивидуальные жилые дома.

В 2013 году бесплатные земельные участки получили 186 многодетных семей. По итогам конкурсного отбора впервые распределена субсидия в размере 38 млн. рублей на планировку территории, формирование земельных участков и обеспечение их коммунальной и дорожной инфраструктурой. За счет субсидии из областного бюджета сформировано 194 земельных участка, часть из которых предоставлена в 2013 году, более 100 участков будут распределены в текущем году. Также за счет субсидии обеспечены объектами электроснабжения 56 земельных участков, предоставленных многодетным семьям в г. Мончегорске.

В 2013 году по сравнению с предыдущим годом на 80 % увеличилось количество введенного жилья для расселения жителей аварийного жилищного фонда.

Всего по действующим программам для расселения жителей аварийного жилищного фонда построено 10 малоэтажных домов (г. Мурманск, г. Мончегорск, г. Полярные Зори, г. Кандалакша, г.п. Зеленоборский), переселено 324 человека.

Проведенный в 2013 году капитальный ремонт 29 многоквартирных домов (г. Мончегорск, г. Кандалакша, ЗАТО Александровск, Ковдорский район) позволил улучшить условия проживания более 4 тыс. человек.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов создан региональный оператор капитального ремонта, разработана соответствующая нормативно-правовая база.

Ход выполнения программы должен быть прозрачен и понятен всем жителям области. Региональному Минэнерго дано поручение на постоянной основе проводить разъяснительную работу среди жителей региона о порядке формирования и реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов.

Нам удалось выполнить поручения Президента и Правительства Российской Федерации и не допустить рост платы населения за коммунальные услуги в 2013 году более чем на 6 % к декабрю 2012 года.

Следует отметить, что тарифы на электрическую энергию для населения на протяжении последнего ряда лет в нашем регионе остаются самыми низкими по Северо-Западу России.

Мы понимаем, насколько чувствительна для населения тема жилищно­коммунального хозяйства. В 2013 году более чем в 2 раза возросло количество обращений граждан по вопросам ЖКХ. Поэтому мы поставили перед Государственной жилищной инспекцией задачу максимально внимательно и оперативно реагировать на жалобы населения, связанные с ошибками в начислениях платы за ЖКУ, своевременно выявлять и требовать от управляющих компаний устранения нарушений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. В результате был существенно усилен надзор за работой лиц, ответственных за управление многоквартирными домами.

Количество проверок по сравнению с 2012 годом возросло в 1,2 раза, размер предъявленных штрафных санкций в 1,7 раза, при этом 84 % предписаний были исполнены.

Кроме того, во всех муниципальных образованиях Мурманской области созданы органы муниципального жилищного контроля. Взаимодействие органов госжилнадзора с органами муниципального жилищного контроля нацелено на успешное и плодотворное сотрудничество, в том числе четкое разграничение возложенных законом полномочий и их эффективное исполнение всеми уровнями власти для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Мы и дальше будем усиливать контроль исполнения компаниями, работающими в сфере ЖКХ, обязательств перед жителями.

Правительство области уделяет особое внимание вопросам подготовки и прохождения отопительного периода, реализации инвестиционных проектов по модернизации, строительству и реконструкции объектов коммунального комплекса региона.

В целях снижения риска нарушения стабильного функционирования систем коммунальной инфраструктуры в отопительный период, предупреждения аварийных ситуаций за счет средств областного бюджета реализуется программа по подготовке объектов жизнеобеспечения к отопительному периоду, в рамках которой осуществляется капитальный ремонт инженерных сетей и объектов жилищно-коммунального хозяйства области.

В 2013 году на реализацию мероприятий программы направлено 2,9 млрд. рублей.

На подготовку к работе в отопительный период муниципальным образованиям из областного бюджета направлена субсидия в размере более 240 млн. рублей, что позволило выполнить работы по ремонту и замене более 70 км инженерных сетей. Выполнение запланированных мероприятий позволило в период прохождения отопительного периода в 2013 году избежать аварийных ситуаций со сроком устранения более 24 часов.

В «отдаленке» также без сбоев прошел отопительный сезон, в том числе благодаря выделенным из областного бюджета средствам на закупку дизельного топлива в объеме более 34 млн. рублей (Ловозерский район - 19,2 млн. рублей, Терский район -15,5млн. рублей). По оценке, произведённой Минрегионом России, Мурманская область по подготовке и прохождению осенне-зимнего периода 2012/2013 годов заняла 11-е место (за период 2011/2012 годов - 37-е место), по итогам подготовки к отопительному периоду 2013/2014 годов - 21-е место (2012/2013 годов - 26-е место).

Говоря о жилищно-коммунальном хозяйстве, нельзя не затронуть самую острую проблему нашего региона - зависимость от топочного мазута.

Как известно, более 80 % отпускаемой тепловой энергии в регионе вырабатывается котельными, работающими на мазуте. Складывающаяся в рыночных условиях цена на топочный мазут значительно превышает размер топливной составляющей, учтенной в тарифе на тепловую энергию. Следствие этого - сложнейшее финансовое состояние всех без исключения теплоснабжающих организаций региона.

Для урегулирования сложившейся ситуации областное Правительство выделяет значительные средства из регионального бюджета на погашение недополученных доходов теплоснабжающих организаций, которые в свою очередь направляются на приобретение топлива для проведения отопительных периодов.

В 2013 году из областного бюджета направлено 2,4 млрд. рублей на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям (теплоснабжающим организациям - 2,24 млрд. рублей, газоснабжающим - 0,042 млрд. рублей, электроснабжающим - 0,072млрд.рублей).

Помимо компенсации выпадающих доходов предоставлены субсидии на погашение задолженности муниципальных образований по обязательствам муниципальных учреждений перед ресурсоснабжающими организациями в размере 100 млн. рублей.

Такую ситуацию, безусловно, нельзя изменить в одночасье, но нами уже сделано немало шагов для ее улучшения.

Во-первых, процедура закупок топлива стала более открытой и прозрачной. Если в отопительном сезоне 2011/2012 годов цены на мазут достигали 15 тыс. рублей за тонну и выше, то в текущем сезоне нам удалось сдержать среднюю закупочную цену в пределах 12,5-13,5 тыс. рублей за тонну.

Во-вторых, проводится планомерная работа по изменению структуры топливного баланса региона в сторону снижения его мазутной составляющей - это в первую очередь проекты по переводу котельных на уголь, газ, местные виды топлива - торф и отходы деревообработки.

Из уже реализованных необходимо отметить проект строительства тепломагистрали от Апатитской ТЭЦ (уголь) до г. Кировска. Построенная теплотрасса (протяженность 14 км) позволит закрыть мазутные котельные г. Кировска, отказаться от использования дорогостоящего мазута в объеме около 69 тыс. тонн в год, улучшить экологическую ситуацию.

Также в настоящее время в рамках работы Правительства области как с ОАО «Г азпром», так и с ОАО «НК «Роснефть» рассматривается возможность автономной газификации отдельных потребителей Мурманской области путем использования сжиженного природного газа.

Вместе с тем наибольшее внимание уделяется проблемам теплоснабжения небольших муниципальных образований региона.

Начаты работы по строительству угольной котельной в г.п. Зеленоборский, рассматривается вопрос строительства биокотельной (щепа) в с.п. Тулома на условиях государственно-частного партнерства.

Отдельное внимание Правительства региона обращено на населенные пункты, где отсутствует постоянное электроснабжение. Так, в этом году к сетям электроснабжения подключено село Кузомень Терского района, жители которого ранее получали электроэнергию от дизель-генератора не более 12 часов в сутки, до конца года завершатся аналогичные работы в селе Кашкаранцы Терского района.

Следует отметить, что одним из приоритетных направлений государственной политики является деятельность в сфере энергосбережения.

В 2013 году привлечено из федерального бюджета 500 млн. рублей для софинансирования мероприятий региональной программы по энергосбережению.

Бюджетные средства в сумме 400 млн. рублей (350 млн. рублей - федеральный бюджет, 50 млн. рублей - областной бюджет) выделены на реализацию 25 проектов в 18 муниципальных образованиях области: по оснащению многоквартирных домов коллективными приборами учета энергоресурсов, модернизации наружного освещения и систем теплоснабжения, установке ветродизельных станций (установка в с. Пялица Терского района комбинированной ветродизельной установки для обеспечения бесперебойного энергоснабжения населенного пункта), переводу котельных на местные виды топлива, установке автоматизированных тепловых пунктов с погодным регулированием.

Также выделены бюджетные средства в сумме 102,5 млн. рублей (50млн. рублей - федеральный бюджет; 52,5 млн. рублей - областной бюджет) на реализацию 30 проектов в 25 областных государственных учреждениях: по установке автоматизированных тепловых пунктов, утеплению ограждающих конструкций зданий, ремонту внутренних инженерных сетей.

В 2013 году доля оснащения общедомовыми приборами учета тепловой энергии составила 68 %, горячего водоснабжения - 53 %, холодного водоснабжения - 57 %, электрической энергии - 97 %.

Мы организовали работу с контролирующими органами (УФАС, ГЖИ, прокуратура) по понуждению ресурсоснабжающих организаций к активизации работы по завершению установки общедомовых приборов учета.

Экономия от реализации мероприятий по повышению энергоэффективности за 2013 год по сравнению с предыдущим годом увеличилась по электроэнергии на 28 %, тепловой энергии - на 16 %, горячей и холодной воде - на 1 %.

Правительством области осуществлялись и продолжают осуществляться в настоящее время мероприятия и проекты, направленные на решение наиболее острых проблем в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Антропогенная нагрузка на окружающую среду в области продолжает оставаться значительной. Наблюдается устойчивая тенденция роста выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников (2013 год - 101,3 % к 2012 году), что обусловлено увеличением количества зарегистрированных автотранспортных средств на территории области.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 2013 году снизились на 1,5 % по отношению к уровню 2012 года.

Сброс загрязненных сточных вод в 2013 году увеличился на 5,2 %, что связано с увеличением объемов водопотребления крупным предприятием- водопользователем филиалом ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция».

Объем образования отходов в 2013 году составил более 240 млн. тонн (101,6 % к 2012 году). Основными источниками образования отходов являются предприятия горнопромышленного комплекса.

Мурманская область - один из немногих регионов России, реализующих ряд «пилотных» проектов, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха. Среди них:

- решение проблемы так называемого «запахового эффекта»;

- исследование причин появления черного налета (пыли, сажи) на оконных конструкциях зданий г. Мурманска;

- оценка выбросов парниковых газов в регионе.

Проведена комплексная эколого-экономическая оценка накопленного экологического ущерба на территории региона, нанесенного в том числе отходами производства и потребления, сформирован и утвержден постановлением Правительства области перечень объектов накопленного экологического ущерба. Этот перечень станет основой для разработки комплекса мер по ликвидации таких объектов в перспективе. Недавно данный перечень пополнился радиационно опасными объектами.

Символично, что именно в 2013 году, объявленном Годом охраны окружающей среды, Правительством области заключено концессионное соглашение и начата практическая реализация проекта по созданию современного полигона твердых бытовых отходов, мусоросортировочного комплекса и сети мусороперегрузочных станций для нужд муниципальных образований (г. Мурманск, Кольский район, ЗАТО г. Североморск, Александровск, п. Видяево, г. Заозерск).

За счет субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям области, реализовывались мероприятия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, разработке проектов строительства полигонов для размещения отходов производства и потребления для г. Мончегорска и Печенгского района, компакторных площадок для перегрузки ТБО в Кандалакшском районе.

Уровень обеспеченности системы сбора и транспортировки твердых бытовых отходов техникой и оборудованием в муниципальных образованиях области увеличился по сравнению с 2012 годом на 2,8 %, и составил 87,0 %.

В 2013 году созданы 4 памятника природы регионального значения. В результате выполненных работ доля площади Мурманской области, занятой особо охраняемыми природными территориями, увеличилась более чем на 2 % и составила 11 % от площади территории области.

Проведены общественные слушания по обсуждению материалов обоснования создания национального парка Хибины. Проходят согласование материалы по созданию государственного природного комплексного заказника регионального значения «Кайта», которое планируется осуществить в текущем году.

В регионе в целом сохраняется относительно стабильная и контролируемая оперативная обстановка по обеспечению безопасности населения.

Муниципальным образованиям выделены субсидии на дальнейшее развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в размере около 14 млн. рублей (гг. Мурманск, Апатиты, Полярные Зори, Кировск, Мончегорск, Оленегорск; ЗАТО п. Видяево, Александровск, г. Североморск; Ковдорский, Кандалакшский и Печенгский районы). С помощью данного комплекса на территории области раскрыто 97 преступлений, выявлено и задокументировано свыше 51 тысячи административных правонарушений в области дорожного движения.

Продолжалась работа по расширению системы радиационного контроля и сейсмического мониторинга. Организована работа двух новых пунктов контроля радиационной обстановки, приобретено 2 метеостанции (в настоящее время в регионе функционируют 27 пунктов контроля радиационной обстановки и 7метеостанций).

В результате охват территории постами контроля радиационной обстановки увеличен до 87 %, обеспечена достоверность прогнозов систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 93 %.

Улучшилось материально-техническое обеспечение спасательных служб.

В 2013 году на пожарах спасено 288 человек, при ДТП - 710 человек.

В прошедшем году одним из важнейших направлений деятельности Правительства области было выполнение приоритетных задач, поставленных главой государства в «майских» указах.

Объем финансового обеспечения на реализацию положений «майских» указов Президента России по решению приоритетных задач экономического и социального развития региона в 2013 году составил почти 9 млрд. рублей.

Позитивные изменения наметились в уровне жизни населения области.

В 2013 году отмечена положительная динамика денежных доходов населения, реальные располагаемые денежные доходы населения возросли к предыдущему году на 4,4 %.

Такой рост в первую очередь обусловлен увеличением уровня оплаты труда работников бюджетных организаций. Мы приложили все усилия, чтобы обеспечить выполнение поручений, содержащихся в «майских» указах Президента России, в части повышения заработной платы работникам бюджетных организаций. Сегодня по всем категориям работников мы достигаем запланированных значений целевых показателей.

С 1 октября 2013 года повышена заработная плата работникам бюджетной сферы на 5,5 %, с 1 января 2014 года минимальные оклады всем работникам государственных областных учреждений увеличены ещё на 4 %.

Свой вклад в рост реальных располагаемых денежных доходов населения внесло конструктивное взаимодействие Правительства области, Мурманского областного совета профессиональных союзов и регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области» по установлению в регионе минимальной заработной платы на уровне действующей величины прожиточного минимума трудоспособного населения области.

Сегодня минимальная заработная плата в области самая высокая по Северо-Западному федеральному округу. С 1 ноября 2013 года она составила 10730 рублей и почти в 2 раза превысила федеральный минимальный размер оплаты труда (5 554 рубля).

Достаточно стабильной сохранялась ситуация на рынке труда региона.

С 7,7 % до 7,2 % снизился уровень общей безработицы.

Уровень зарегистрированной безработицы (1,5 %) в Мурманской области один из самых низких среди регионов Северо-Западного федерального округа (3 место среди регионов с наименьшими значениями).

В рамках программы содействия занятости населения получили новую профессию около 2 тысяч безработных, свыше 22 тысяч граждан воспользовались услугами психологической службы, создано 2715 дополнительных рабочих мест для организации общественных и временных работ, финансовая помощь на открытие собственного дела предоставлена 190 гражданам.

Всего за 2013 год трудоустроено более 18 тысяч человек (58 % обратившихся за содействием в поиске работы).

Особое внимание в прошедшем году уделялось вопросам занятости граждан с ограниченными возможностями здоровья. Принят межведомственный план мероприятий по реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, обеспечение доступности профессионального образования, внесены изменения в Закон Мурманской области «О мерах социальной поддержки инвалидов».

В результате принятых мер уровень трудоустройства инвалидов в 2013 году вырос до 29,2 % против 20,4 % в 2012 году.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» организовано профессиональное обучение 60 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет и планирующих возвращение к трудовой деятельности. В 2013 году закрепилась тенденция улучшения демографической ситуации. Смертность снизилась на 2,7 % - до 11,0 умерших на 1000 населения, рождаемость увеличилась на 0,8 % - до 11,9 родившихся на 1000 населения. Естественный прирост населения составил 674 человека.

Мы отмечаем при этом, что в последние годы растет численность детей, родившихся третьими и последующими. В 2013 году их стало больше на 150.

Нас не может не радовать, что в 2013 году в нашем регионе на 513 многодетных семей стало больше.

Таким результатам способствует целый комплекс системных мер, в том числе связанных с исполнением «майских» указов Президента Российской Федерации: это и поддержка многодетных семей, и решение вопроса очередности в детские сады, и меры в сфере здравоохранения, и рост заработной платы, и реализация других важных задач.

Так, например, у нас в регионе в 2013 году были введены два новых вида расходных обязательств, направленных на создание условий для рождения третьих и последующих детей, - это выплата по региональному материнскому капиталу и ежемесячная денежная выплата при рождении третьего и последующих детей.

По итогам прошедшего года сертификаты на региональный материнский капитал получили 1805 многодетных семей, из которых 133 воспользовались правом распоряжения денежными средствами.

Получателями ежемесячной выплаты при рождении третьего и последующих детей стали 673 семьи. Размер выплаты один из самых высоких в Северо-Западном федеральном округе: в 2013 году он составлял 9375 рублей в месяц (при среднедушевом доходе семьи не более 25997 рублей), в текущем году он составляет 10777 рублей (при среднедушевом доходе семьи не более 29330 рублей), что превышает размер минимальной заработной платы по области (10730рублей).

Не так быстро, как нам хотелось бы, но все-таки улучшается ситуация в сфере здравоохранения. В первую очередь, эти изменения коснулись обеспечения наших больниц оборудованием.

В рамках реализации программы модернизации в 2013 году в 7 учреждениях здравоохранения закончены капитальные ремонты на 13 объектах на сумму более 53 млн. рублей, введено в эксплуатацию 230 единиц медицинского оборудования на сумму более 370 млн. рублей (рентгенодиагностическое оборудование - 14 единиц, компьютерный томограф - 2 единицы, томограф магнитно-резонансный - 1 единица, ультразвуковое оборудование - 4 единицы, прочее диагностическое оборудование - 209 единиц). Поставлено 58 единиц санитарного транспорта (передвижные акушерско-фельдшерские пункты, медицинский мобильный комплекс, микроавтобусы для выезда консультантов, автомобили скорой медпомощи различных классов) на общую сумму свыше 107 млн. рублей.

В течение 2013 года для медицинских организаций приобретено 1648 единиц компьютерного, серверного, периферийного оборудования. Для снижения очередей в регистратурах учреждений приобретены 12 информационных киосков. В целях повышения доступности медицинской помощи для жителей отдаленных населенных пунктов закуплено 11 телемедицинских комплексов.

Для модернизации наркологической службы приобретено 265 единиц современного медицинского оборудования, начато внедрение современных информационных систем.

С 1 июля 2013 года в области открыты региональный сосудистый центр на базе Мурманской областной клинической больницы им. П.А. Баяндина и 2 первичных сосудистых отделения в городах Мурманске и Мончегорске. Для работы в сосудистых центрах подготовлено 86 специалистов различных специальностей.

За полгода работы сосудистых центров в 2013 году в них было госпитализировано 985 пациентов с острым коронарным синдромом и 948 пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения.

Обеспеченность населения высокотехнологичной медицинской помощью (ВМП) почти в два раза превышает среднероссийский уровень. По оказанию жителям области высокотехнологичной медицинской помощи наша область занимает второе место по России, в 2013 году ее получили более 4,8 тыс. жителей региона, из них половина пролечена на базе Мурманской областной клинической больницы (56,9 % от числа всех получивших ВМП).

Повышается и удовлетворенность населения высокотехнологичной медицинской помощью. В 2013 году она составила 75,2 % против 71,4 % в 2012 году.

В прошедшем году отмечена положительная динамика снижения смертности на 100 тыс. населения по отношению к 2012 году: от болезней системы кровообращения - на 3,5 %, от дорожно-транспортных происшествий - на 39,3 %, младенческой смертности - на 6,1 %. Все эти относительные показатели смертности ниже, чем в среднем по России и СЗФО.

К сожалению, уровень смертности от новообразований увеличился на 1,4 % к предыдущему году, но остается значительно ниже средних показателей: по России - на 14 %, по СЗФО - на 25 %.

Важный вопрос - обеспеченность медицинскими кадрами.

В 2013 году удалось переломить сложившуюся тенденцию оттока врачебных кадров и добиться положительной динамики - в область приехало на 36 врачей больше, чем выехало. На дефицитные должности привлечено 38 врачей-специалистов, трудоустроено 56 врачей-специалистов, закончивших обучение по программам интернатуры на целевых местах для Мурманской области.

Для решения проблемы дефицита медицинских кадров увеличены до 200 тыс. рублей «подъемные» врачам, трудоустраивающимся на дефицитные рабочие места. Этой же категории медицинских работников предусмотрена ежеквартальная денежная компенсация оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в размере 10 тыс. рублей (в течение первого года работы).

С 2014 года выплаты в тех же размерах, что и у врачей, смогут получать средние медицинские работники (фельдшеры), пожелавшие работать в отдаленных сельских населенных пунктах области.

В прошедшем году в рамках проекта «Земский доктор» на работу в сельские населенные пункты региона привлечены 3 врача, каждый получил единовременную компенсационную выплату в размере 1 млн. рублей.

Положительные результаты достигнуты в уровне оплаты труда медицинских работников областных и муниципальных учреждений. Средняя заработная плата врачей по итогам 2013 года составила 56 тыс. рублей, среднего медицинского персонала - более 31 тыс. рублей.

Уровень целевых значений показателей, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», в регионе практически достигнут, а по отдельным позициям превышен.

Мы понимаем, что вкладывая большие деньги в развитие медицины, вправе ожидать получения качественных медицинских услуг. Поэтому задача повышения качества оказания медицинской помощи остается для Правительства области приоритетной.

Учитывая наши климатические условия, продолжается реализация мероприятий по оздоровлению жителей региона. Ежегодно на эти цели приобретается свыше 2,8 тысячи путевок в местные и черноморские санатории. Большинство путевок выделялось ветеранам Великой Отечественной войны и труда. В 2013 году выполнено новое обязательство по оздоровлению граждан старше 70 лет: бесплатные путевки получили 623 северянина.

В период детской оздоровительной кампании 2013 года был организован отдых и оздоровление более 44 тысяч обучающихся, из них 20 тысяч (45 %) - за пределами области, в т.ч. 15 тысяч (34 %) - на побережье Черного и Азовского морей.

На территории Мурманской области отдохнули и прошли курс оздоровления более 24 тысяч детей, в том числе в лагерях дневного пребывания - 19 тыс. детей. Более 11 тысяч отдохнувших детей - это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Важнейшую роль как в профилактике заболеваний, так и в формировании здорового образа жизни играют физическая культура и спорт.

Нашему региону была оказана высокая честь четыре раза принимать эстафету Олимпийского и Паралимпийского огня. Зрителями незабываемого яркого праздника стали более 20 тысяч жителей области. Отрадно сознавать, что северяне не только зрители, но и непосредственные участники спортивных мероприятий.

За отчетный год в регионе в 1,6 раза увеличилась доля населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом. Особое внимание уделяется вовлечению в физкультурное движение детей и подростков, а также людей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2013 году проведено 206 областных и всероссийских массовых и спортивных мероприятий, проходивших на различных спортивных площадках городов и районов области, в том числе чемпионаты России по лыжным гонкам (гг. Мончегорск, Апатиты), горнолыжному спорту и фристайлу (г. Полярные Зори), соревнования стран Баренцева региона по спортивному ориентированию и хоккею.

Впервые проведена акция «Мы за! Мы против!», направленная на профилактику наркомании и алкоголизма в молодежной среде. В акции приняли участие более тысячи человек.

В 2013 году 52 спортсмена области зачислены в сборные команды России по различным видам спорта. Подготовлены 4 мастера спорта международного класса, 29 мастеров спорта России, а также 6,5 тысячи спортсменов массовых разрядов.

По сравнению с предыдущим годом почти в два раза больше средств консолидированного бюджета области было направлено на развитие спортивной инфраструктуры (2013год - 626 млн. рублей, 2012 год - 346,6млн. рублей). Введены в эксплуатацию Дом физкультуры в городе Мурманске, 2 физкультурно-оздоровительных комплекса в городах Мончегорске и Коле. Завершена реконструкция стадиона ДЮСШ в г. Полярные Зори, установлены 11 спортивных площадок различного типа в муниципальных образованиях области.

Хорошими темпами ведутся работы по реконструкции спортивного комплекса «Долина Уюта», строительству легкоатлетического манежа в г. Мурманске, крытого катка с искусственным льдом в г. Апатиты, плавательного бассейна в г. Кандалакше.

Все существующие и строящиеся спортивные объекты будут доступны жителям области для укрепления здоровья и развития массового спорта.

По-прежнему приоритетным для нас является повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения, на которое в 2013 году направлено 2,1 млрд. рублей, что на 24,4 % больше, чем в 2012 году.

В городах Мурманске и Оленегорске открыты отделения дневного пребывания молодых инвалидов на 36 и 8 мест. Завершена реконструкция здания для такого же отделения в г. Мончегорске на 25 мест. Это современные оборудованные помещения, спроектированные с учетом особенностей молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, в г. Мончегорске открыто первое в области геронтологическое отделение граждан пожилого возраста и инвалидов.

В регионе сохраняется потребность в стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, особенно психоневрологического профиля.

Эта проблема решается путем реконструкции действующих стационарных учреждений, то есть за счет наращивания коечной мощности, а также развития стационарзамещающих форм надомного социального обслуживания.

В декабре 2013 года введен в эксплуатацию первый спальный корпус Апатитского психоневрологического интерната на 136 мест.

В прошедшем году открыты 3 специализированных отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (гг. Мурманск, Кировск, Терский район) и 4 службы «Надомные сиделки» (гг. Мурманск, Мончегорск, Полярный, Терский район).

На предоставление мер социальной поддержки населения в 2013 году выделено 6,8 млрд. рублей, что на 1,7 % больше, чем в предыдущем году.

Особое внимание было уделено адресному подходу при оказании государственной социальной помощи. В этой связи актуальность приобретает дальнейшее развитие системы социального контракта, позволяющей уйти от социального иждивенчества среди трудоспособного населения и вернуть малоимущие семьи к финансовой самостоятельности за счет реализации собственного потенциала.

В 2013 году социальный контракт заключили 163 малоимущие семьи, из них порядка 81 % - семьи с детьми. Положительный результат получен по 71 контракту: члены семьи устроились на работу, начали проходить обучение, встали на учет в службу занятости.

Одним из наиболее востребованных и масштабных проектов по числу получателей, объему бюджетных средств и механизмов реализации остается социальная поддержка граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ЖКУ), на который направляется 60 % общего объема средств на социальные выплаты. Правом на предоставление субсидий на оплату ЖКУ в 2013 году воспользовались более 60 тыс. семей.

Работа по обеспечению защиты социально уязвимых слоев населения будет и в дальнейшем постоянно в центре внимания областного Правительства.

Минувший год стал знаменательным для системы образования Мурманской области. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Это потребовало провести ревизию всей законодательной и нормативной правовой базы области в сфере образования: были приняты и внесены изменения в 28 нормативных правовых актов Правительства Мурманской области, приняты законы Мурманской области «Об образовании в Мурманской области» и «О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных организаций», а также внесены изменения в 7 законов Мурманской области, направленных на системные преобразования в отрасли.

Уважаемые депутаты, без вашей поддержки в столь короткий срок выполнить эту работу было бы просто невозможно, спасибо.

Основополагающим является Закон Мурманской области «Об образовании в Мурманской области», который закрепил институциональные изменения в сфере образования.

С 1 сентября 2013 года дошкольное образование стало уровнем общего образования. Законодательно закреплены полномочия региона по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.

В регионе дошкольным образованием охвачены 44 тысячи детей дошкольного возраста, что составляет 82,8 % от общего числа детей дошкольного возраста. Проект модернизации региональных систем дошкольного образования позволил решить задачу обеспечения детей в возрасте от трех до семи лет услугами дошкольного образования: охват детей этой возрастной категории составляет 96 % (100 % от числа обратившихся за предоставлением места в дошкольном образовательном учреждении), в 2012 году - 93 %. В 2013 году введено 1220 мест.

Несмотря на высокие показатели охвата детей дошкольным образованием, в 6 муниципальных образованиях (гг. Мурманск, Апатиты, Кандалакшский и Печенгский районы, ЗАТО Североморск и Александровск) сохраняется очередность на предоставление мест в детских садах среди детей в возрасте от года до трех лет (по состоянию на 01.01.2014 - 1079 человек, на 01.01.2013 -1788 человек).

В целях материальной поддержки установлены льготы для семей, имеющих детей дошкольного возраста. Доля родителей, пользующихся льготой при оплате за посещение детьми детских садов, составляет 10,6 % в общей численности граждан, дети которых посещают детские дошкольные учреждения.

Компенсацию части родительской платы получили 40,5 тыс. человек.

Системообразующим фактором изменений в общем образовании стал проект модернизации, направленный на обновление материальной базы школ, повышение профессиональной квалификации и престижа учительского труда, внедрение информационно-коммуникационных технологий.

В 2013 году общий объем средств, направленных на модернизацию, составил 189 млн. рублей, в том числе 174 млн. рублей - средства федерального бюджета. 65 % средств направлено на приобретение учебного, учебно-лабораторного и компьютерного оборудования, треть - на развитие школьной инфраструктуры, создание локальных сетей.

Это позволило создать базу для введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, по которому обучаются 86 % младших школьников. В 2014/2015 учебном году все учащиеся начальных классов и пятиклассники 68 образовательных организаций области будут обучаться по новым стандартам.

Продолжено развитие школьного профильного обучения. В 2013/2014 учебном году программы профильного обучения по 7 основным направлениям осваивают свыше 90 % старшеклассников.

Проект модернизации позволил расширить возможности применения дистанционных технологий (каждая третья школа осуществляет дистанционное обучение), обеспечить сетевое взаимодействие образовательных учреждений.

В 2013 году продолжено развитие региональной системы оценки качества образования, важнейшим компонентом которой является государственная итоговая аттестация.

Средний тестовый балл выпускников области в 2013 году по большинству общеобразовательных предметов оставался выше среднего балла по России.

Структура дополнительного образования представлена всеми объединениями, наиболее востребованными из которых являются спортивное (36 %) и художественное (29,4 %).

Система профессионального образования в 2013 году развивалась в условиях новых стандартов и принятой федеральной стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года.

В 2013 году в 18 профессиональных образовательных организациях по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, программам подготовки специалистов среднего звена обучалось 10 тыс. человек. Количество бюджетных мест, выделенных профессиональным образовательным организациям, увеличилось на 2 %.

Необходимо отметить, что с 1 сентября 2013 года в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение в профессиональные образовательные организации осуществлялся на общедоступной основе, абитуриенты впервые принимались на обучение без вступительных испытаний.

На базе Мурманского индустриального колледжа создан первый в регионе многофункциональный центр прикладных квалификаций. В основе деятельности центра - обеспечение потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах по направлениям «Сварочное производство», «Технология машиностроения», «Металлообработка» путем реализации краткосрочных образовательных программ, создание условий различным категориям населения для приобретения необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

Улучшилось материальное положение педагогических работников. Средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования составила 42 тыс. рублей (118,6 % к 2012 году), воспитателей детских садов - более 34 тыс. рублей (143,5 % к 2012 году), преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования - почти 39 тыс. рублей (120,9 % к 2012 году).

Работа учреждений культуры и искусства направлена на развитие интеллектуального и культурного потенциала, воспитание молодого поколения, сохранение и развитие культурно-исторического наследия региона.

Расходы областного бюджета на культуру в 2013 году превысили 740 млн. рублей. Кроме того, из федерального бюджета на реализацию мероприятий в сфере культуры было выделено почти 10 млн. рублей.

Увеличение бюджетных расходов в этой сфере способствовало реализации комплекса мер по укреплению материально-технической базы учреждений культуры с целью создания равного доступа жителей региона к культурным ценностям, а также решению положений «майских» указов Президента Российской Федерации. Прирост заработной платы работников учреждений культуры в 2013 году по сравнению с 2012 годом составил 22 %.

Мне очень приятно говорить о том, что по многим показателям в сфере развития культуры наша область является лидером среди субъектов Российской Федерации. Например, по охвату населения библиотечным обслуживанием (60,2 %) регион занимает третье место. Кроме этого, мы на 7 месте по темпам внедрения информационных технологий в библиотечные процессы (более 95 % библиотек обеспечены доступом к сети Интернет).

На модернизацию и укрепление материально-технической базы учреждений культуры в 2013 году направлено свыше 280 млн. рублей, что позволило произвести ремонты, реконструкции и приобрести оборудование в 96 учреждениях.

Впервые в регионе была приобретена передвижная детская библиотека (автомобиль-библиобус с возможностью спутникового доступа в Интернет), которая обеспечит мобильное библиотечное обслуживание детей и юношества в населенных пунктах Кольского Заполярья, в том числе отдаленных.

В 2013 году особое внимание было уделено культурному обслуживанию жителей отдаленных населенных пунктов региона и реализации программы мероприятий, посвященных празднованию 75-летия со дня образования Мурманской области, в рамках которой проведено свыше 30 значимых культурно-просветительских мероприятий. Кульминацией празднования стал художественно-спортивный праздник, объединивший творческие силы 17 городских округов и муниципальных районов Кольского Заполярья.

Как Вы знаете, 2014 год объявлен Президентом России Годом культуры. Мы уже стали зрителями значимых культурно-просветительских мероприятий, и нас еще ждет насыщенная культурная программа.

Бюджет региона по-прежнему является «социальным» - 35 млрд. рублей, или 73,5 % от общего объема расходов бюджета на 2013 год, направлены на социальную политику, образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт, культуру и кинематографию.

Доходы областного бюджета в 2013 году составили 41,4 млрд. рублей, расходы областного бюджета - 47,8 млрд. рублей, дефицит бюджета – 6,4 млрд. рублей.

Государственный внутренний долг Мурманской области на

1 января 2014 года составлял 12,6 млрд. рублей, или 36,9 % от объема налоговых и неналоговых доходов, и имеет тенденцию к росту в ближайшей перспективе. Это допустимый бюджетным законодательством показатель, так как государственный долг не должен превышать 100 % объема указанных доходов бюджета субъекта (в 2013году исполнено 34,1 млрд. рублей).

Несмотря на это, в сравнении с регионами СЗФО Мурманская область занимает пятое место по размеру долга к объему собственных доходов (Ненецкий АО не имеет долга, г.Санкт-Петербург - 5 %, Ленинградская область - 16,1 %, республика Коми - 33,0 %). У 6 из 11 субъектов СЗФО - государственный долг превышает 50 % от объема налоговых и неналоговых доходов.

Заёмные средства привлекались нами в крайних случаях и исключительно на своевременную оплату социально-значимых расходных обязательств. При этом впоследствии при поступлении доходов мы производили гашение этих кредитов, тем самым снижая расходы на обслуживание государственного долга.

Для минимизации привлечения кредитных средств в 2013 году с Управлением федерального казначейства по Мурманской области было заключено соглашение, реализация которого позволяла привлекать остатки свободных средств со счетов государственных бюджетных и автономных учреждений на погашение временного кассового разрыва.

И уже в текущем году с Управлением мы заключили договор на предоставление краткосрочных (срок возврата - 1 месяц) бюджетных кредитов под ставку 2 %, которая утверждена федеральным законом о бюджете. Это также позволит нам минимизировать расходы на обслуживание государственного долга.

В условиях дефицита бюджета особое внимание уделяется рациональному использованию бюджетных средств. Благодаря этой работе нам удается не только сохранять уровень бюджетных инвестиций, но и наращивать их.

По итогам 2013 года бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства возросли в 1,3 раза к уровню 2012 года и составили 1,7 млрд. рублей. Обеспечен ввод в эксплуатацию 16 социально значимых объектов (детские сады в п. Печенга, п. Мурмаши, г. Кандалакше и г. Мурманске; отделение дневного пребывания молодых инвалидов в г.Мурманске; физкультурно-оздоровительные комплексы в г. Мончегорске и г. Коле; спальный корпус на 136 мест Апатитского психоневрологического интерната).

По-прежнему актуальным для нас является совершенствование системы государственных закупок.

Только за счёт снижения цены при закупках для государственных нужд бюджет области получил в прошлом году экономию в размере 690 млн. рублей.

Для успешного внедрения контрактной системы на региональном уровне в 2013 году разработаны необходимые нормативные правовые акты, доработан функционал автоматизированной информационной системы управления закупками Мурманской области, проведены обучающие семинары.

В целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в 2013 году создан Экспертный совет, в полномочия которого входят рассмотрение и анализ законодательства в сфере закупок, выработка предложений, направленных на соблюдение принципов публичности, прозрачности, добросовестной конкуренции и равных условий при размещении закупок, устранение возможностей злоупотреблений и коррупции при размещении закупок, обеспечение эффективности и экономности использования бюджетных средств.

Одной из важнейших задач Правительства области является повышение качества и доступности предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг. Согласно проведенному мониторингу в 2013 году 72 % заявителей от общего числа опрошенных в Мурманской области удовлетворены качеством их предоставления.

С целью повышения доступности государственных и муниципальных услуг в регионе расширяется сеть многофункциональных центров, предоставляющих населению услуги по принципу «одного окна». В 2013 году из регионального бюджета на эти цели выделено 18 млн. рублей, создано 3 многофункциональных центра в Кандалакшском районе, ЗАТО г. Североморск, г. Оленегорске. Проведены работы по развитию действующих центров в г. Мурманске и Кольском районе. Таким образом, население пяти крупных муниципальных образований имеет возможность в одном месте получить широкий спектр федеральных, региональных и муниципальных услуг, в том числе наиболее востребованных услуг Росреестра, Федеральной миграционной службы и других органов власти. При этом среднее время ожидания заявителей в очереди не превышает пятнадцати минут.

Почти в 2 раза возросла доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», на начало 2014 года она составила 34 %.

К концу 2015 года эта возможность будет доступна во всех муниципальных образованиях региона.

Кроме того, завершён перевод наиболее востребованных и социально-значимых государственных и муниципальных услуг в электронный вид с возможностью подачи заявления в электронном виде посредством Единого и регионального порталов государственных и муниципальных услуг. Количество услуг, переведённых в электронный вид, на сегодняшний день составляет 110 единиц, из которых 53 переведены в отчетном году.

Наибольшее число услуг в электронном виде оказывается в сферах социальной защиты населения, образования и занятости населения.

Особо актуален вопрос повышения качества предоставляемых государственных услуг в столь значимых для общества сферах, как образование, здравоохранение, культура, социальная защита. От успешности действий в этих сферах зависят условия жизни наших жителей, в связи с чем реализуется целый комплекс мероприятий. Новацией же стало внедрение в работу подведомственной сети учреждений системы менеджмента качества, которая положительно себя зарекомендовала в бизнес-среде и позволяет повышать качество предоставления государственных услуг за счёт новых методов и механизмов управления учреждением. Сегодня данный проект реализуется в семи «пилотных» организациях и до конца 2015 года будет масштабирован на все бюджетные областные учреждения.

В целях повышения открытости органов власти, обеспечения оперативного и объективного информирования населения региона в 2013 году создан интернет-ресурс «Сборник нормативных правовых актов Мурманской области», стала доступна англоязычная версия портала Правительства Мурманской области, реализованы онлайн-трансляции заседаний областного Правительства.

По результатам мониторинга, проводимого Минэкономразвития России, портал Правительства Мурманской области поднялся в рейтинге информационной открытости с 77 на 17 позицию (в аналогичном мониторинге независимого исследования «Фонда свободы информации» портал Правительства Мурманской области поднялся в рейтинге с 69 на 18позицию и был признан «прорывом» 2013года).

В рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных за 2013 год, сформированном Центром прикладной экономики по заказу электронного журнала «Госменеджмент», Мурманская область занимает 2-е место среди субъектов Российской Федерации и 1-е место среди субъектов СЗФО.

Одним из наиболее важных результатов в сфере повышения прозрачности и публичности процессов управления стало создание и внедрение в 2013 году интерактивного портала бюджетной системы Мурманской области «Бюджет для всех» - первого в Мурманской области ресурса, позволяющего широкому кругу пользователей сети Интернет получить понятную и доступную информацию о бюджетной системе региона и параметрах входящих в нее бюджетов, а также направлять свои предложения или задавать интересующие вопросы.

В прошедшем году завершена работа по созданию официальных интернет-сайтов муниципальных образований области, что позволило реализовать конституционное право граждан на получение доступной информации в том числе о деятельности органов местного самоуправления.

Следующим шагом в повышении доверия между обществом и властью станет публикация на регулярной основе брошюры «Бюджетный гид».

С 1 января 2013 года в регионе в полном объеме начала функционировать государственная система бесплатной юридической помощи. В рамках данной системы за год исполнительными органами государственной власти области и адвокатами, включенными в эту систему, бесплатная юридическая помощь была оказана более чем 25 тыс. граждан.

Только в рамках Всероссийского Дня правовой помощи детям, в котором было задействовано более 200 государственных и муниципальных учреждений, реализовано более 1 000 мероприятий.

В 2013 году завершен процесс формирования мировой юстиции (суда первой инстанции) на территории области: открыт последний из 48 судебных участков мировых судей, определенных федеральным законом.

Мировыми судьями рассмотрено 106368 дел, что на 4 % больше, чем в 2012 году.

На всех судебных участках организовано предоставление широкополосного доступа к сети Интернет для обеспечения информирования населения о движении поступивших на рассмотрение дел и вынесенных по ним судебных решениях (в прошедшем году сайты мировых судей Мурманской области пользователи посетили свыше 150 тысяч раз, что на 50 % больше, чем в 2012 году).

В 2013 году, в установленный федеральным законодательством срок, завершена разработка и утверждение документов территориального планирования всех 40 муниципальных образований области.

В настоящее время регион имеет полный комплект стратегических документов в сфере территориального планирования как областного, так и муниципального уровней.

Также в 2013 году мы актуализировали Стратегию социально­-экономического развития нашей области до 2025 года - основополагающий документ системы управления развитием региона.

Основными инструментами реализации Стратегии являются государственные программы Мурманской области.

В прошлом году были разработаны и утверждены 17 госпрограмм, а также планы по их реализации. Они содержат конкретные мероприятия, направленные на решение проблем, улучшение ситуации практически во всех сферах жизнедеятельности. Большинство планируемых к реализации в ближайшей перспективе и уже осуществляемых мероприятий я отметила в своем выступлении.

Для реализации намеченного мы планируем более активно задействовать средства федерального бюджета, а также внебюджетные источники на принципах государственно-частного партнерства.

Уважаемые депутаты!

Завершая отчет, хочу сказать, что перед нашей страной стоят серьезные вызовы и очень непростые задачи. И в этих условиях реализация намеченных планов во многом зависит от нашей с вами сплочённости, желания и умения сохранять слаженность в совместной работе и взаимную ответственность. Ведь наша с вами забота - это благополучие жителей области, будущее которой зависит от каждого из нас!

Уверена, что благодаря конструктивной работе депутатского корпуса и правительства, взаимопониманию и сотрудничеству государственной и муниципальной власти, предпринимательского сообщества и науки нам удастся достичь главной стратегической цели - обеспечить высокое качество жизни населения Мурманской области.

Благодарю за внимание.


скачать документ в формате DOC


скачать документ в формате PDF





[1] Распоряжение Правительства РФ от 15.06.2009 № 806-р «Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации».