Размер шрифта: А А А
Цвет: Ц Ц Ц Ц
Изображения: Выкл. Вкл.
Обычная версия сайта

Отчет Губернатора Мурманской области о результатах деятельности Правительства Мурманской области в 2012 году


скачать документ в формате DOC


скачать документ в формате PDF



Уважаемый Василий Николаевич!

Уважаемые депутаты, участники заседания!

Сегодня в соответствии с Уставом Мурманской области представляю отчет о результатах деятельности Правительства области за прошедший, достаточно непростой для региона, год. Подробные письменные ответы на ваши вопросы были предварительно направлены в адрес Мурманской областной Думы.

Все мы знаем, что в мае нынешнего года исполнилось 75 лет со дня образования нашей области, прошли мероприятия по празднованию юбилея. Теперь можно подвести итоги, озвучить, к чему мы пришли на этом рубеже.

Но прежде всего хочу поблагодарить вас, уважаемые депутаты, за плодотворное сотрудничество, за понимание и готовность содействовать исполнительной власти в решении ключевых проблем нашего региона.

Г од назад мною была озвучена необходимость принятия антикризисных первоочередных мер Правительства области по решению наиболее важных проблем социально-экономического развития области.

Был разработан соответствующий план, на реализацию которого в рамках целевых программ из областного бюджета направлено более

1,6 млрд. рублей. С неотложными задачами мы справились, но, как мы с вами понимаем, останавливаться на этом нельзя.

В последние годы все чаще отмечается, что основной целью деятельности Правительства региона является повышение качества жизни населения, и это, действительно, так! За этими, может быть, громкими словами - наша ежедневная работа, направленная на то, чтобы обеспечить социальное благополучие и уверенность в завтрашнем дне каждому жителю Мурманской области. Для нас очень важно, как население оценивает нашу деятельность, это главный индикатор правильности выбранных решений и эффективности реализованных мер.

По предварительным данным ФСО России, по итогам 2012 года пусть ненамного - на 1,5 процентных пункта, но все же повысилась положительная оценка населением деятельности органов исполнительной власти области, которая составила 32,7 % от числа опрошенных (в 2011 году - 31,2 %).

Кроме того, в рейтинге регионов по благосостоянию российских семей, проведенном агентством «РИА Рейтинг», по итогам 2012 года наша область заняла 11-е место (рассчитывалось количество денег, которое остается в распоряжении семьи с двумя работающими после вычета из средней заработной платы по региону прожиточного минимума двух взрослых и двух детей).

Теперь кратко об основных показателях социально-экономического развития региона в 2012 году.

Валовой региональный продукт сложился на уровне 2011 года, а в пересчете на душу населения - выше, чем в среднем по России (по оценке, 332 тыс. рублей).

Экспортная ориентированность экономики нашей области в прошлом году дала в полной мере ощутить влияние мировых экономических тенденций.

Промышленное производство сократилось на 1,4 % в связи со снижением объемов производства никеля и меди, готовых металлических изделий (сокращение поставок давальческого сырья) и электроэнергии (снижение перетока в Карельскую энергосистему).

Ухудшение мировой конъюнктуры, зависимости от которой невозможно избежать в короткие сроки, не позволило обеспечить рост доходов консолидированного бюджета.

Доходы консолидированного бюджета области в 2012 году составили 53,1 млрд. рублей (снижение на 6,2 % по сравнению с 2011 годом), расходы - 59,0 млрд. рублей (рост на 5,7 %).

Консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в сумме

5,9 млрд. рублей (в 2011 году профицит в сумме 0,8 млрд. рублей).

В целях исполнения социальных обязательств в полном объеме мы пошли на увеличение государственного долга почти на 5 млрд. рублей (в 2,3 раза), и на конец года он составил 8,6 млрд. рублей.

Корректировка инвестиционных программ организаций реального сектора экономики, снижение объемов выполненных работ на объектах, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, и ограниченные инвестиционные возможности областного бюджета привели к снижению в 2012 году инвестиций в основной капитал (89,7 % к уровню 2011 года).

В то же время знаковым событием 2012 года стало досрочное завершение второго этапа реализации приоритетного инвестиционного проекта «Строительство ГОКа «Олений ручей». Пусковые мероприятия начаты на год раньше запланированного по лицензионному соглашению срока, и уже в декабре прошлого года ЗАО «СЗФК» произвело и отгрузило в адрес ОАО «Акрон» первые тонны апатитового концентрата. На данном этапе реализация проекта позволила создать более 2,5 тыс. рабочих мест, а объем инвестиций за весь период реализации проекта составил более 15 млрд. рублей.

Правительство области поддержало инвестиционные проекты ОАО «Ковдорский ГОК», направленные на модернизацию производственных мощностей (общий объем инвестиций по проектам -9,3 млрд. рублей), включив их в Реестр приоритетных инвестиционных проектов Мурманской области, что дает предприятию право получать налоговые льготы.

Принимаются меры по возрождению редкоземельной промышленности на основе местной минерально-сырьевой базы. С этой целью совместно с Кольским научным центром РАН разработана программа создания Кольского химико-технологического кластера. Первым шагом на этом пути является реализация проекта по производству диоксида титана и редкоземельных металлов на базе освоения Африкандского месторождения. Активно прорабатываются способы извлечения редкоземельных элементов путем комплексной переработки руд нашими крупнейшими горно­обогатительными комбинатами (ОАО «Апатит», Ковдорский ГОК, Кольская ГМК и др.)

Одной из основных составляющих кластера является создание центра наноматериаловедения на базе Кольского научного центра РАН. Предложения по технологическому оснащению центра направлены в Минпромторг России для привлечения на эти цели средств федерального бюджета.

При поддержке Правительства области руководством «35 СРЗ» ОАО «ЦС «Звездочка» начата реализация плана перспективного развития предприятия, предполагающего в период до 2015 года создание на территории завода многофункционального центра судоремонта, способного обеспечить выполнение работ в рамках как гособоронзаказа, так и частных контрактов.

Понимая, что инвестиции являются важнейшим источником экономического роста, в 2012 году мы приступили к внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. В ближайших планах Правительства области - создание Инвестиционного фонда и Корпорации развития региона.

Уже подготовлены изменения в региональное законодательство по поддержке инвестиционной деятельности, шире станет применяться принцип придания статуса приоритетного проекта с последующим предоставлением льгот по налогообложению новым инвестиционным проектам по модернизации действующих и созданию новых промышленных предприятий, особенно в горнодобывающей и горно-перерабатывающей отраслях (соответствующий законопроект внесен в областную Думу).

Проводится активная работа по вовлечению в инвестиционную деятельность муниципалитетов. Начиная с текущего года осуществляется субсидирование на конкурсной основе инвестиционной деятельности муниципальных образований. Для этой цели в областном бюджете на 2013 и последующие годы предусмотрено ежегодно по 100 млн. рублей.

С 1 января текущего года в бюджеты муниципальных образований передано 100 % налога, собираемого по упрощенной системе налогообложения. Это позволит повысить заинтересованность муниципалитетов в формировании благоприятных условий для инвестиционной деятельности и развития предпринимательства.

В рыбохозяйственном комплексе, несмотря на снижение объема вылова водных биоресурсов на 6,9 % к уровню 2011 года (2011 год - 620 тыс. тонн, 2012 год - 577 тыс. тонн) из-за окончания во второй половине прошлого года действия межправительственного соглашения между Россией и Марокко, стоимость отгруженных товаров собственного производства по виду деятельности «Рыболовство, рыбоводство» увеличилась на 7,9 % (на 2,1 млрд. рублей), что связано с ростом добычи востребованных на рынке видов: трески, пикши, сайды, палтуса.

Как и прежде, региональным Правительством оказывается государственная поддержка рыбохозяйственным предприятиям региона, общий объём которой в прошлом году увеличен в 3,8 раза и превысил 57 млн. рублей, при этом 40 млн. рублей привлечено из федерального бюджета (из 112 млн. рублей, предусмотренных в федеральном бюджете на поддержку предприятий рыбоводства). Эта поддержка дает действительно реальные результаты:

- береговые рыбоперерабатывающие предприятия, получающие государственную поддержку из областного бюджета, более чем на четверть увеличили объёмы производства рыбопродукции (127 % к уровню 2011 года);

- объем выращивания гидробионтов предприятиями промышленного рыбоводства увеличился в 1,9 раза (с 8,9 тыс. тонн в 2011 году до 16,9 тыс. тонн в 2012 году), объем реализованной товарной рыбы вырос в 2,6 раза (с 3 тыс. тонн до 7,9 тыс. тонн).

Государственная поддержка служит для предприятий рыбопереработки стимулом к внедрению передовых технологий. Ярким примером является рыбофабрика ООО «СиФудРус», возобновившая деятельность после глубокой модернизации производства. Кроме того, нельзя не упомянуть о социальной значимости этого производства, обеспечивающего около 100 рабочих мест жителям посёлка Териберка.

Продолжается реализация приоритетного инвестиционного проекта компании «Русский лосось». В прошлом году объем выращенной этой компанией семги и форели вырос почти в 2 раза. Запущена первая рыбоводная ферма ООО «Русское море - Аквакультура» в Ура-Губе (ОАО «ГК Русское море»). В планах компании - выращивание до 30 тыс. тонн сёмги и форели в Баренцевом и Белом морях с вложением инвестиций порядка 3 млрд. рублей.

При государственной поддержке из областного и федерального бюджетов реализация данных проектов продолжается и в текущем году. Уже осуществляется монтаж новых садковых ферм, планируется завоз посадочного материала. Число высокопроизводительных рабочих мест на субсидируемых предприятиях аквакультуры региона в текущем году увеличится в два раза к уровню 2011 года.

В условиях интенсивного развития аквакультуры в целях контроля ситуации по болезням рыб в рыбохозяйственных водных объектах области, организации и проведения необходимых ветеринарно-санитарных мероприятий на рыбоводных хозяйствах в текущем году в системе госветслужбы региона организован специализированный отдел физиологии и болезней рыб, объектов аквакультуры.

Правительством области ведётся активная работа с Минсельхозом России как по вопросам развития нормативно-правовой базы, так и по совершенствованию механизмов и определению объёмов государственной поддержки рыбной отрасли.

С учетом вступления России в ВТО главной задачей в сельском хозяйстве региона является модернизация производства, направленная на повышение конкурентоспособности наших предприятий. Правительство области участвует в этом процессе через субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам. В прошлом году на эти цели направлено около 115 млн. рублей, или каждый пятый рубль бюджетной поддержки отрасли (из областного бюджета выделено 23,7 млн. рублей, из федерального бюджета - 91,1 млн. рублей).

За счет модернизации производства в свиноводстве и бройлерном птицеводстве доля местной мясной продукции в объеме потребления населением области продолжает увеличиваться и по итогам года составляет 19,3 % (в 2011 году -17,0 %).

Всего в 2012 году на государственную поддержку сельского хозяйства области было направлено более 600 млн. рублей (153,8 млн. рублей - федеральный бюджет, 447,6 млн. рублей - областной бюджет).

Достаточно сложным стало сохранение муниципального предприятия «Агрокомплекс» Ковдорский», являющегося градообразующим в сельском населенном пункте Лейпи. Решение Правительства региона о принятии агрокомплекса в государственную собственность с присоединением к ГОУСП «Тулома», несмотря на значительные экономические риски, было направлено в первую очередь на предотвращение негативных социальных последствий, поскольку на предприятии работает более половины жителей поселка (общая численность населения н.п. Лейпи - 368 человек) и перспективы его развития напрямую зависят от деятельности агрокомплекса.

Текущий год явился стартовым в реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, стал началом перехода к новой агропродовольственной политике России. Одним из ключевых моментов государственной программы является стимулирование производства не просто сырья, а качественного конечного продукта с акцентом на поддержку малого и среднего агробизнеса. Наша задача - реализовать этот подход на региональном уровне.

Развитие области неразрывно связано с развитием инфраструктуры, и одной из ее важных составных частей является дорожная сеть.

С 1 января 2012 года финансирование дорожной отрасли осуществляется в рамках Дорожного фонда Мурманской области. Общий объем финансирования дорожной отрасли составил более 1,9 млрд. рублей, в т.ч. из средств дорожного фонда - более 1,5 млрд. рублей. Несмотря на допущенную задержку с проведением конкурсных процедур и позднее начало подрядчиками работ, все основные ремонтные работы на региональных дорогах завершены до 1 октября. Для того, чтобы в текущем году начать строительные работы в мае-июне, мы приступили к конкурсным процедурам по выбору подрядчиков на дорожные строительные работы уже в конце 2012 года.

В рамках ремонтных работ в нормативное состояние приведено более 40 км региональных автодорог. За счет субсидий из областного бюджета, предоставленных муниципальным образованиям на текущий и капитальный ремонт улично-дорожной сети, отремонтировано свыше 237 тыс. кв. метров покрытия и 42 территории дворов многоквартирных домов. На текущий год мы предусмотрели в областном бюджете для субсидий муниципальным образованиям на дорожную деятельность сумму на 160 млн. рублей больше, чем в прошлом году. С целью исключения каких-либо задержек с началом проведения строительных работ уведомления о бюджетных обязательствах доведены до муниципальных образований в декабре прошлого года.

Выполнены работы по реконструкции 15-километрового участка автомобильной дороги Кандалакша - Алакуртти - КПП «Салла». До 2016 года планируем завершить реконструкцию еще 30 км, чтобы данная дорога на всем своем протяжении имела асфальтобетонное покрытие.

Проведена передача имущества объекта государственной собственности области «Автоподъезд к аэропорту «Мурманск» протяженностью 17,1 км в федеральную собственность. Это позволило направить высвободившиеся средства (около 7 млн. рублей) на содержание других региональных автодорог.

Принято решение о передаче в федеральную собственность Восточно­объездной автомобильной дороги города Мурманска. В настоящее время осуществляется процесс передачи. Это позволит провести реконструкцию данных дорог и обеспечивать их содержание в будущем по федеральным нормативам.

Кроме того, подготовлена и направлена в Росавтодор документация для принятия решения о передаче в федеральную собственность автодороги «Лотта».

Очевидна и не вызывает сомнения значимость реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» не только для нашей области, но и для России в целом с учетом перспектив дальнейшего освоения Арктики и использования Северного морского пути.

Заключено инвестиционное соглашение между ФКУ «Ространсмодернизация», частным инвестором ООО «МТП «Лавна» и Правительством области, определившее ответственность сторон и сроки реализации отдельных этапов проекта. Проект по строительству угольного терминала прошел все необходимые экспертизы и согласования. Проектная документация по строительству железнодорожной ветки Выходной-Лавна, а также по развитию акватории Кольского залива прошла экологическую экспертизу (получено положительное заключение), до конца 2013 года планируется получить заключение Главгосэкспертизы. В случае благоприятного развития событий инвесторы смогут в 2014 году выйти на строительные площадки.

В рамках реализации мероприятий проекта «Арктическая Гавань» по развитию пассажирской инфраструктуры морского транспорта ФГУП «Росморпорт» летом прошлого года приступило к реконструкции пирса дальних линий (планируемый ввод в эксплуатацию - март 2014 года). В настоящее время проводится работа по корректировке проекта реконструкции морского вокзала, направленная на включение в проект объектов инфраструктуры, позволяющих принимать на вокзале иностранных морских туристов. Активно ведется работа по включению порта Мурманск в перечень портов России с безвизовым 72-часовым пребыванием туристов. Надеюсь, что к своему столетию Мурманск сможет принимать международные круизные суда на обновленном морском вокзале.

Достигнута договоренность с ОАО «РЖД» о включении в инвестиционную программу Октябрьской железной дороги почти 200 млн. рублей для проведения модернизации железнодорожного вокзала областного центра. В настоящее время мы ведем переговоры с руководством Октябрьской железной дороги по согласованию графика выполнения работ, гарантирующего их завершение к юбилею Мурманска.

Несмотря на то, что на сегодня вклад малого и среднего бизнеса в экономику региона составляет не более 10 % валового регионального продукта, он выполняет важнейшую задачу - обеспечивает занятость населения области.

В 2012 году субъектам малого и среднего предпринимательства оказывался широкий спектр государственной поддержки (финансовая, имущественная, консультационная), что обеспечило позитивную динамику по большинству показателей, характеризующих данный сектор экономики области.

Общее количество малых и средних предприятий к 2011 году увеличилось на 3,3 % (на 198 единиц), средняя численность работников - на 9,8 %, объем налоговых поступлений - на 13,3 %.

Область вошла в первую треть регионов, лидирующих по индексу условий для развития малого и среднего бизнеса в секторе обрабатывающих производств, рассчитанному общероссийской общественной организацией «Опора России», заняв 11-е место из 39 и поднявшись с 22-й позиции по итогам рейтинга 2010-2011 годов.

Принятый в 2012 году Закон Мурманской области «О патентной системе налогообложения на территории Мурманской области» позволил предприятиям малого и среднего бизнеса расширить возможность выбора систем налогообложения.

На базе НКО «ФОРМАП» был открыт Центр поддержки предпринимательства региона, который оказывает консультационные услуги начинающим и действующим субъектам малого и среднего предпринимательства.

В прошлом году начата практическая реализация проекта «Создание индустриального парка в г. Мончегорске», на территории которого разместятся более 20 малых и средних промышленных предприятий, обеспеченных инженерно-технической инфраструктурой.

В туристической отрасли, благодаря финансовой поддержке областного Правительства, уже идет реконструкция студенческого хостела в г. Апатиты и строения под мини-гостиницу и кафе в с. Кашкаранцы, ведется строительство гостевых домиков в с. Ловозеро и кафе в районе Снежной деревни в г. Кировске, создается мобильный приключенческий центр «Хибиниум», приобретаются специальная техника и снаряжение, обустраиваются туристические маршруты.

На Координационном совете по поддержке инвестиционной и инновационной деятельности был рекомендован к реализации проект по развитию горнолыжного курорта в Хибинах и одобрен бизнес-план деятельности ОАО «Канатная дорога» с участием Правительства области. Надеемся, что реализация этого проекта даст мощный импульс развитию туристской инфраструктуры в г. Кировске.

В целях повышения качества информационного обеспечения туристической отрасли были достигнуты соответствующие договоренности с пограничными службами и приобретены специализированные сенсорные терминалы для размещения на автомобильных пунктах пропуска «Салла», «Лотта», «Борисоглебск» (в настоящее время ведется согласование монтажных работ по их установке).

Для обеспечения деятельности туристическо-информационного центра в г. Мурманске закуплены четыре инфокиоска, которые уже в этом году начнут работать в аэропорту и на железнодорожном вокзале, в гостинице «Меридиан» и в универмаге «Волна».

Впервые за последние два года состоялось заседание Совета по туризму при Губернаторе, на котором были рассмотрены проекты муниципальных образований области по развитию туризма. Мы приступили к разработке обновленной целевой программы по развитию туризма с учетом предложений муниципалитетов.

Нельзя не затронуть самую острую проблему нашего региона - «мазутозависимость», а также сферу, вызывающую основное недовольство жителей области, - жилищно-коммунальное хозяйство.

Как известно, более 80 % отпускаемой тепловой энергии в регионе вырабатывается котельными, работающими на мазуте. Складывающаяся в рыночных условиях цена на топочный мазут значительно превышает размер топливной составляющей в тарифе на тепловую энергию. Следствие этого - сложнейшее финансовое состояние всех без исключения теплоснабжающих организаций региона.

Накопленные за период с 2005 года убытки теплоснабжающих организаций даже с учетом полученных компенсаций из бюджетов различных уровней составляют более 12 млрд. рублей. В прошлом году на компенсацию недополученных теплоснабжающими организациями доходов из бюджета области предоставлена субсидия в размере почти 2,5 млрд. рублей.

Таким образом, денежные средства, которые могли быть вложены в инфраструктурное развитие коммунальной системы региона, мы вынуждены направлять на погашение задолженности предприятий перед поставщиками топлива. Такую ситуацию, безусловно, нельзя изменить в одночасье, но нами уже сделано немало шагов для ее улучшения.

Во-первых, в 2012 году процедура закупок топлива стала более открытой и прозрачной. Если в прошлом отопительном сезоне цены на мазут достигали 15 тыс. рублей за тонну и выше, то в текущем сезоне нам удалось сдержать среднюю закупочную цену в пределах 12,5-13,5 тыс. рублей за тонну. Во-вторых, по итогам наших обращений к главе государства есть поручение Минэнерго России проработать вопрос о возможности установления балансового задания на поставку мазута для Мурманской области по фиксированной цене. Такая мера позволила бы установить для теплоснабжающих организаций региона экономически обоснованный тариф, исключающий необходимость компенсации выпадающих доходов. В-третьих, проводилась (и проводится в настоящее время) планомерная работа по постепенному изменению структуры топливного баланса региона в сторону снижения его мазутной составляющей - это в первую очередь проекты по переводу котельных на уголь, газ, электрическую энергию.

По поручению ОАО «Газпром» ООО «Газпром межрегионгаз» информировало Правительство области о начале проведения в 2013 году корректировки Генеральной схемы газоснабжения и газификации Мурманской области с учетом альтернативных источников газоснабжения в целях рассмотрения технической возможности и экономической целесообразности автономной газификации потребителей региона сжиженным природным газом, а также для подготовки технико-экономического обоснования возможных вариантов автономной газификации на основе сжиженного природного газа.

В рамках поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича рассматриваются вопросы использования электрической энергии в качестве основного вида топлива путем заключения свободных договоров с генераторами (производителями) электрической энергии и потребителями - теплоснабжающими предприятиями, имеющими на своем балансе электрические котельные.

В-четвертых, рассматривается ряд инвестиционных проектов по использованию местных видов энергоносителей (торф, щепа) в качестве основных видов топлива для нужд теплоснабжения относительно небольших населенных пунктов региона.

Уже реализован проект по строительству биокотельной на щепе в с. Лувеньга Кандалакшского района, что позволило теплоснабжающему предприятию села сократить убытки почти на 27 млн. рублей и обеспечить безубыточное производство тепловой энергии.

Совсем недавно поступило инвестпредложение по реконструкции системы теплоснабжения в Умбе с целью использования торфа в качестве топлива, а также по строительству завода по производству торфобрикетов для их дальнейшей реализации котельным региона.

Дополнительно с целью надежного и экономичного обеспечения электрической энергией планируется установка ветродизельных генераторов в населенных пунктах, расположенных в Терском районе.

Планы по переводу котельных на альтернативные виды топлива не исключают необходимости серьезно заниматься техническим состоянием существующей теплоэнергетической инфраструктуры, оптимизировать объемы потребляемых ресурсов, снижать затраты на производство и передачу ресурсов.

В целях модернизации теплоэнергетического комплекса за счет бюджетных средств в 2012 году были реализованы следующие мероприятия:

- завершено строительство блочно-модульной газовой котельной и тепловых сетей в с. Минькино, получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, что позволит сэкономить не менее 5 млн. рублей средств областного бюджета;

- завершены работы по реконструкции системы централизованного теплоснабжения н.п. Пушной Кольского района, что сократило убытки котельной поселка на 8 млн. рублей.

Также в настоящее время осуществляется разработка проектной документации по реконструкции систем централизованного теплоснабжения н.п. Мокрая Кица, с.п. Тулома и г.п. Кильдинстрой Кольского района, г.п. Зеленоборский Кандалакшского района.

В текущем году за счет внебюджетных источников продолжится реализация инвестиционного проекта «Строительство тепломагистрали от Апатитской ТЭЦ до центрального теплового пункта г. Кировска», которому месяц назад Координационным советом по поддержке инвестиционной и инновационной деятельности было рекомендовано присвоить статус приоритетного инвестиционного проекта Мурманской области. Ввод в эксплуатацию новой теплотрассы планируется в III квартале этого года.

Реализация данного проекта позволит отказаться от использования мазута в объеме почти 70 тыс. тонн в год, зафиксировать тариф для конечного потребителя на 10 лет, снизить себестоимость производства тепловой энергии, улучшить экологическую ситуацию, а также сэкономить не менее 19 млн. рублей средств областного бюджета за счет исключения субсидирования выпадающих доходов на закупку мазута.

Нам удалось относительно благополучно завершить отопительный сезон. Минрегионом России проведена оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по подготовке и прохождению осенне-зимнего периода 2012/2013 года, по результатам которой наша область заняла 11-е место, что намного выше показателей предыдущих лет (за период 2011/2012 года - 37-е место, 2010/2011 года - 58-е место, 2009/2010 года - 64-е место).

В 2012 году начаты мероприятия по завершению конкурсного производства ГОУТП «ТЭКОС». Из областного бюджета на увеличение уставного капитала ОАО «Мурманэнергосбыт» (с учетом текущего года) было перечислено более 825 млн. рублей, которые в полном объеме направлены на погашение текущей задолженности ГОУТП «ТЭКОС». В июле этого года планируется подписание мирового соглашения с кредиторами, а уже в октябре - завершение конкурсного производства.

В целях энергосбережения и повышения энергетической эффективности реализованы следующие мероприятия с общим объемом финансирования более 412 млн. рублей:

- проведено энергетическое обследование почти тысячи юридических лиц (в 2011 году - 75 юр. лиц);

- выполнено оснащение коллективными приборами учета потребляемых энергоресурсов всех государственных учреждений, 72 % муниципальных учреждений и более половины многоквартирных домов;

- предоставлена финансовая поддержка в объеме более 700 тысяч рублей малоимущим гражданам на установку приборов учета используемых энергоресурсов в 5 муниципальных образованиях;

- пяти муниципальным образованиям региона выделены гранты на софинансирование 6 пилотных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

- создан постоянно действующий демонстрационно-образовательный центр энергосбережения и энергоэффективности Мурманской области, предназначенный для организации обучения профильных специалистов.

В связи с изменением федеральной методики установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и во исполнение поручения Президента Российской Федерации о недопущении роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги свыше 6 % Правительством области проделана большая работа.

Для расчета нормативов потребления коммунальных услуг создана рабочая группа, включающая представителей регионального Министерства энергетики и ЖКХ, ГБУ «Агентство энергетической эффективности Мурманской области», муниципальных образований и ресурсоснабжающих организаций.

Как вы знаете, для проверки расчетов нормативов на соответствие действующему законодательству создана независимая экспертная группа, в которую вошли депутаты областной Думы, эксперты в области жилищно­коммунального хозяйства и представители общественных организаций жилищно-коммунального комплекса.

Итоги работы экспертной группы обсуждены на заседании «круглого стола» в областной Думе 24 мая текущего года, подготовленные нормативы потребления коммунальных услуг были одобрены участниками заседания.

По итогам мониторинга ни в одном муниципальном образовании рост совокупного платежа за ЖКУ более 6 % по сравнению с декабрем 2012 года в связи с применением новых нормативов не наблюдается.

Одна из «больных» тем, серьезно беспокоящих наших граждан, - это неудовлетворительная работа управляющих организаций. В 2012 году с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений в области жилищного законодательства была существенно активизирована работа региональной Государственной жилищной инспекции. Инспекция в 2 раза увеличила количество внеплановых проверок (с 983 в 2011 году до 1958 в 2012 году), в 2,3 раза возросла площадь обследованных домов, в результате проверок выявлено более 6 тысяч нарушений (на 56 % больше, чем в 2011 году). По результатам выявленных нарушений предъявлено штрафных санкций за нарушения требований жилищного законодательства на 7,3 млн. рублей, что в 4 раза больше, чем в 2011 году.

С 2012 года начали осуществляться проверки правомерности принятия собственниками помещений многоквартирных домов решений о создании ТСЖ, о выборе управляющей организации. По результатам проверок в 31 многоквартирном доме остановлен выпуск «двойных» квитанций, в ряде домов подтверждена правомерность решения собственников, что впоследствии исключает спор между управляющими организациями.

Принятие регионального Закона «О муниципальном жилищном контроле» значительно расширило полномочия органов местного самоуправления в сфере контроля деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. Работа муниципальных жилищных инспекторов на местах позволяет быстрее и эффективнее разрешать возникающие у граждан проблемы в сфере ЖКХ.

И еще об одной, не менее важной проблеме - жилищной.

По итогам 2012 года объем введенного жилья увеличился почти на 5 % к уровню 2011 года и составил 24,3 тыс. кв. метров, в том числе

16,7 тыс. кв. метров жилья экономического класса, что в 1,7 раза больше, чем в 2011 году. Построено 6 многоквартирных домов, в том числе 5 за счет бюджетных средств, и 26 индивидуальных жилых домов за счет собственных средств граждан и заемных средств.

В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села Мурманской области» в 2012 году жилищные условия улучшили 14 сельских семей путем приобретения квартир на вторичном рынке. Участникам программы выплачено почти 8 млн. рублей (из них: 3,9 млн. рублей - средства федерального бюджета, 4,1 млн. рублей - областного бюджета).

В текущем году планируют улучшить свои жилищные условия 11 сельских семей, в том числе две семьи завершают строительство малоэтажных домов в селе Варзуга. На эти цели предусмотрено также почти 8 млн. рублей бюджетных средств (3,3 млн. рублей - средства федерального бюджета, 4,4 млн. рублей - областного бюджета).

В 2012 году 167 молодых семей улучшили свои жилищные условия с использованием государственной поддержки всех уровней (в 2011 году - 101 молодая семья). В текущем году изъявили желание участвовать в программе 187 молодых семей (в областном бюджете на эти цели предусмотрено 35,8 млн. рублей).

Но, к сожалению, темпы строительства жилья в области остаются крайне низкими.

В 2012 году в рамках реализации региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства расселены 132 аварийных дома, 321 человек был обеспечен новым жильем.

Общий объем средств, выделенных на эти цели, превысил 240 млн. рублей (средства Фонда содействия реформированию ЖКХ - 154,2 млн. рублей, средства консолидированного бюджета Мурманской области - 86,5 млн. рублей).

Для продолжения активной работы с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства утверждена новая долгосрочная целевая программа по переселению граждан из аварийного жилфонда на 2013-2015 годы. В ее рамках планируется построить малоэтажные дома площадью около 38 тыс. кв. метров для расселения более 2 тысяч человек из аварийных домов. Для ликвидации аварийного жилья Фондом содействия реформированию ЖКХ для Мурманской области на 2013-2015 годы выделено 694 млн. рублей. Эта работа будет проводиться в тесном сотрудничестве с администрацией города Мурманска, которая поставила перед собой амбициозную задачу: «К столетию Мурманска - без деревяшек».

В 2012 году была активизирована работа по формированию земельных участков в муниципальных образованиях области для строительства жилья. К формированию участков для индивидуального жилищного строительства приступили 11 муниципальных образований, общая площадь территорий под жилищную застройку составляет 130 гектаров.

В 2012 году проведен капитальный ремонт 50 многоквартирных домов в 6 муниципальных образованиях (в 2011 году - 39 МКД в 8 муниципальных образованиях), это на 11 домов больше, чем годом ранее (общий объем финансирования мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2012 году увеличился в 2,2 раза по сравнению с 2011 годом). В результате выполнения капитального ремонта в 2012 году жилищные условия улучшили 6 437 человек (в 2011 году - 7 826 человек).

И тем не менее до решения жилищной проблемы наших граждан еще далеко, а эта задача является для нас приоритетной.

Характерной особенностью нашей области является наличие большого числа опасных для окружающей среды объектов. Поэтому мероприятия и проекты, направленные на решение наиболее острых проблем в сфере экологии и природопользования, будут всегда находиться в центре внимания областного Правительства.

В регионе продолжается развитие и обеспечение функционирования территориальной автоматизированной системы комплексного мониторинга атмосферного воздуха. Автоматизированные комплексы, установленные в 8 промышленных центрах области (Заполярный, Никель, Мончегорск, Апатиты, Мурманск, Кандалакша, Ковдор, ЗАТО г. Североморск), позволяют непрерывно контролировать содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе городов.

В 2012 году проведена инвентаризация объектов накопленного экологического ущерба на территории области, по итогам которой сформирован их перечень.

Одно из основных направлений деятельности областного Правительства в сфере экологии - создание системы обращения с отходами на территории области, в том числе создание современного полигона твердых бытовых отходов, мусоросортировочного комплекса и сети мусороперегрузочных станций для нужд муниципальных образований г. Мурманск, Кольский район, ЗАТО г. Североморск, Александровск, п. Видяево, г. Заозерск.

В рамках ДЦП «Охрана окружающей среды» предоставлены субсидии муниципальным образованиям на сумму более 28 млн. рублей на приобретение мусоровозов и установок по утилизации отходов для нужд поселков Териберка, Туманный, подземных контейнеров для сбора мусора в г. Полярные Зори, н.п. Зашеек и н.п. Африканда, на разработку проектов строительства полигонов для размещения отходов производства и потребления в г. Мончегорске и Печенгском районе и на другие мероприятия.

В сфере пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обновление на 19,6 % пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования, парка автотехники, материально-технических средств позволило достичь улучшения основных показателей. По сравнению с 2011 годом в 2012 году количество пожаров уменьшилось на 7,5 % (с 1181 до 1092), материальный ущерб - более чем на 50 % (с 68,8 млн. рублей до 31,9 млн. рублей). А самое главное, сократилось число погибших на 35,7 % (с 42 до 27 человек) и спасено 253 человека.

За счет повышения уровня оснащенности муниципальных образований аппаратно-программным комплексом «Безопасный город» до 41,4 % (2011 год -36 %) увеличилась раскрываемость уличных преступлений (на 3,8 %).

Теперь несколько слов о показателях, характеризующих уровень жизни и занятости населения региона.

Денежные доходы на душу населения увеличились с 25,3 тыс. рублей в 2011 году до 27,9 тыс. рублей (2-е место по СЗФО). Основную долю в доходах, как и прежде, занимает заработная плата.

Среднемесячная заработная плата в регионе превышает

среднероссийский уровень и является одной из самых высоких среди субъектов СЗФО (вторая позиция после Ненецкого АО).

Средний размер заработной платы повысился на 11,9 % к уровню 2011 года (в реальном выражении - на 7,4 %) и составил 36,3 тыс. рублей. Этому способствовало неоднократное повышение оплаты труда работников бюджетного сектора экономики региона (в 2011 году: с 1 июня - на 6,5 %, с 1 октября - на 6 %; в 2012 году: с 1 октября - на 6 %), а также высокие темпы роста заработной платы в отдельных внебюджетных секторах экономики, обеспеченные за счет стабильного финансово-экономического положения организаций.

По итогам 2012 года Мурманская область вошла в четверку регионов Северо-Западного федерального округа с наименьшей долей населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась до 11,7 % против 13,6 % в 2011 году).

Достаточно стабильной сохранялась ситуация на рынке труда. Уровень общей безработицы в среднем за 2012 год снизился до 7,7 % (против 8,6 % в 2011 году). Уровень зарегистрированной безработицы сократился и составил на конец года 1,6 %, что значительно ниже докризисного уровня и практически соответствует среднероссийскому значению.

Численность безработных граждан к концу 2012 года по сравнению с его началом сократилась более чем на 15 %. Напряженность на рынке труда снизилась с 1,6 в начале года до 1,3 к концу года, число вакансий увеличилось на 2,8 %.

В 2012 году впервые за последние 19 лет (с 1993 года) в области зафиксирован естественный прирост численности населения - 378 человек (2-е место в СЗФО).

Несомненно, это результат реализации на федеральном и региональном уровнях мероприятий, направленных на снижение уровня смертности, повышение уровня рождаемости, формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, улучшение качества медицинской помощи, укрепление института семьи.

Зарегистрировано снижение по сравнению с 2011 годом показателей смертности на 100 тыс. населения от болезней системы кровообращения на 0,8 % (2012 год - 662,1; 2011 год - 667,2), туберкулеза - на 17,5 % (2012 год - 5,2; 2011 год - 6,3), новообразований - на 1,6 % (2012 год - 170,9; 2011 год - 173,7). Уровень смертности населения в области самый низкий среди регионов Северо-Западного федерального округа.

Основной вклад в достижение этих показателей вносит наша система здравоохранения, которая в прошлом году претерпела ряд структурных преобразований. Осуществлен перевод в государственную собственность Мурманской области 17 муниципальных учреждений здравоохранения. Полномочия по организации медицинской помощи в учреждениях здравоохранения г. Мурманска переданы муниципальному образованию г. Мурманск.

С целью повышения эффективности управления ресурсами здравоохранения, обеспечения выполнения порядков оказания и стандартов медицинской помощи в конце декабря 2012 года проведена реорганизация путем слияния 6 государственных учреждений: Апатитской и Кировской центральных городских больниц, Кандалакшской и Терской центральных районных больниц, Кольской центральной районной больницы и поликлиники ЗАТО п. Видяево. Не во всех учреждениях это прошло безболезненно, но результатом объединения стало рациональное использование кадровых ресурсов. Для больного важно оперативное решение вопросов замещения врачей-специалистов в период их отсутствия. Для учреждения не менее важным является использование диагностического и лечебного оборудования с большей нагрузкой и степенью эффективности.

Хочу особо отметить, что в процессе реорганизации были сокращены дублирующие структуры учреждений, в основном не участвующие непосредственно в оказании медицинской помощи (бухгалтерско-экономические службы, часть административно-управленческого персонала и хозяйственных служб), что позволило высвободившиеся финансовые средства направить на увеличение заработной платы медицинского персонала. Экономический эффект от проводимых мероприятий будет проанализирован по результатам работы учреждений за текущий год.

В 2012 году обеспечен устойчивый рост заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, чему способствовали внедрение новых систем оплаты труда, реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», программы модернизации здравоохранения.

По сравнению с 2011 годом средняя заработная плата всех категорий работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения выросла на 20,0 % и составила 27,2 тыс. рублей. Средняя заработная плата врачей составила 52,2 тыс. рублей, средних медицинских работников - 26,9 тыс. рублей (что выше, чем в 2011 году, на 24,1 % и 22,5 % соответственно).

В 2012 году на территории области продолжилась реализация региональной программы модернизации здравоохранения, общий объем финансирования которой на 2011-2013 годы составляет 5,4 млрд. рублей (в 2012 году - 3,4 млрд. рублей).

Приоритеты программы определялись на основе анализа структуры смертности и заболеваемости населения региона. Акцент сделан на совершенствовании оказания медицинской помощи больным с сосудистыми, онкологическими заболеваниями, беременным женщинам и новорожденным детям, развитии высокотехнологичной медицинской помощи. Большое внимание уделено обеспечению доступности современной реанимационной помощи, дефицитных видов диагностических исследований, первичной медико-санитарной помощи, в том числе жителям отдаленных населенных пунктов.

Реализация мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, позволила в 2012 году:

- полностью закончить ремонтные работы на 22 объектах в 11 учреждениях здравоохранения на сумму более четырехсот миллионов рублей, на 14 объектах здравоохранения ремонтные работы продолжены в текущем году, из них на 9 объектах уже завершены;

- ввести в эксплуатацию 490 единиц оборудования на общую сумму свыше 572 миллионов рублей, в том числе:

К 333 единицы медицинского оборудования, из них тяжелого медицинского оборудования: томограф магнитно-резонансный, цифровой универсальный ангиографический комплекс, комплексная навигационная система для нейрохирургии и травматологии (г. Мурманск); компьютерные томографы (Кандалакшский и Печенгский районы);

К 5 автомобилей санитарного автотранспорта, в том числе 2 с кювезами для новорожденных (гг. Мончегорск, Апатиты; Кандалакшский, Ковдорский и Печенгский районы);

К 152 единицы программно-аппаратных комплексов интернет- мониторинга на базе систем ГЛОНАСС/GPS для оснащения всей службы скорой медицинской помощи по г. Мурманску и Мурманской области. Из них 23 автоматизированных рабочих места диспетчера скорой медицинской помощи.

В целях достижения максимальной доступности первой помощи сельскому населению за счет средств областного бюджета приобретено 4 передвижных фельдшерско-акушерских пункта для населенных пунктов Кандалакшского, Ковдорского и Кольского районов.

Нам удалось - честно скажу, это было не просто - ввести в действие корпус «Г» ГОБУЗ «Мурманский областной перинатальный центр». Получена лицензия на оказание высокотехнологичной медицинской помощи недоношенным новорожденным с низкой и экстремально низкой массой тела, увеличен коечный фонд отделений патологии новорожденных, беременных и рожениц, открыты дополнительные койки для реанимации новорожденных, функционирует дистанционный акушерский консультативный центр.

Никого не нужно убеждать в важности работы по охране материнства и детства, и все же отмечу, что, несмотря на введение учета всех новорожденных, родившихся с массой более 500 граммов, показатель младенческой смертности на 1000 родившихся живыми уменьшился с 8,6 в 2011 году до 6,6 в 2012 году.

В рамках реализации мероприятий по внедрению современных информационных систем в здравоохранение осуществлена поставка компьютерного оборудования, формируется инфраструктура для создания телемедицинской системы области, центрального архива медицинских изображений. К региональной информационной сети здравоохранения подключено 52 медицинских учреждения, организован единый тематический портал «Здравоохранение Мурманской области».

Таким образом, создана технологическая инфраструктура для внедрения (в 2013-2014 годах) современных комплексных медицинских систем с возможностью ведения единой электронной карты пациента. Задача масштабная, непростая, требующая постоянного обеспечения высокой степени надежности и оперативности работы технических средств, принятия ряда нормативных документов, регламентирующих использование информационных систем такого уровня. Кроме всего перечисленного, конечно, потребуется серьезная подготовка медицинского персонала.

По-прежнему «ахиллесовой пятой» здравоохранения остается дефицит медицинских кадров, именно поэтому в 2012 году принят Закон Мурманской области «О мерах социальной поддержки и мерах стимулирования отдельных медицинских работников государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения Мурманской области». Законом медицинским работникам предусмотрены увеличение «подъемных» до 200 тыс. рублей, ежеквартальная денежная компенсация оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в размере 10 тыс. рублей (в течение первого года работы).

Правительство области продолжает работу по оздоровлению жителей региона. В 2012 году, мы взяли на себя новое обязательство - оздоровление граждан старше 70 лет. Данное направление оказалось востребованным среди граждан. Ежегодно более 600 пожилых людей будут обеспечиваться бесплатными путевками в здравницы, расположенные на территории региона.

В 2012 году за счет консолидированного бюджета области и средств предприятий обеспечен отдых и оздоровление почти 50 тыс. детей, из них более 12 тыс. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Причем в 2012 году акцент сделан на организацию отдыха детей в районах с благоприятными природно-климатическими условиями. За пределы региона выехали около 22 тыс. детей, что на 12 % больше, чем в 2011 году. На побережье Черного и Азовского морей отдохнул каждый третий ребенок (16,3 тыс. человек).

Важнейшую роль как в профилактике заболеваний, так и в формировании здорового образа жизни играют физическая культура и спорт.

По статистическим данным за 2012 год, на территории области систематически занимаются физической культурой и спортом

93,8 тыс. человек, что составляет 12 % от общего числа населения (в 2010 году - 11,1 %, в 2011 году -11,4 %).

Несмотря на то, что доля занимающихся физкультурой и спортом неуклонно растет, повышение доступности спортсооружений - наша ключевая задача.

С целью развития массового спорта, прежде всего детского, большое значение уделяется строительству новых спортивных объектов. В прошлом году было установлено 10 спортивных площадок различного типа, еще 9 площадок планируется установить в текущем году.

Завершена реконструкция ледовой арены Ледового Дворца спорта в г. Мурманске и Дома физкультурника г. Мурманска, в котором будут размещаться зал для спортивной борьбы и помещения для шахматного спорта.

Были возобновлены остановленные в начале 2012 года работы по строительству физкультурно-оздоровительных комплексов в городах Мончегорск и Кола, ввод этих объектов в эксплуатацию планируется уже летом текущего года. Для них в ноябре 2012 года приобретено спортивно-технологическое оборудование за счет предоставленной субсидии из федерального бюджета в размере 28,6 млн. рублей в рамках социального проекта партии «Единая Россия» - «Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов» (в настоящее время оборудование находится на ответственном хранении в муниципальных образованиях).

Осуществлена замена недобросовестного подрядчика на работах по строительству и реконструкции спортивных сооружений спорткомплекса «Долина Уюта» в г. Мурманске, возобновлены работы по строительству бассейна в г. Кандалакше, крытого катка в г. Апатиты. Начинаются работы по строительству легкоатлетического манежа в г. Мурманске.

В декабре 2012 года заключено соглашение между Мурманской областью и Министерством спорта Российской Федерацией о сотрудничестве и взаимодействии в области развития физической культуры и спорта. Определен перечень спортивных объектов, планируемых к строительству до 2015 года, финансирование которых будет осуществляться из федерального и регионального бюджетов.

Важную и значимую роль в развитии массового спорта и популяризации здорового образа жизни среди молодежи занимает студенческий спорт. С целью поддержки данного направления в 2012 году была создана студенческая лига по баскетболу, в играх которой принимают участие около 300 спортсменов из 11 команд вузов региона.

Понимаем, что только на базе развития массового спорта возможно достижение высоких спортивных результатов, и они у нас есть. В 2012 году сборные команды области приняли участие в 288 всероссийских и международных соревнованиях, 45 спортсменов стали победителями и призерами чемпионатов мира, Европы, России по различным видам спорта.

Большое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Впервые в 2012 году на территории области проведены всероссийские соревнования по лыжным гонкам и снегоступингу по программе Специальной Олимпиады России. В них приняло участие 360 спортсменов из 32 регионов РФ. Также впервые в городах Кировск и Полярные Зори был проведен Кубок России среди глухих людей по горнолыжному спорту. В международном Празднике Севера в соревнованиях по горнолыжному спорту приняли участие спортсмены с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Для улучшения материально-технической базы спортивной школы по адаптивному спорту (ДЮСАШ № 15 г. Мурманска), единственной в Северо-Западном регионе, была предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере более 2 млн. рублей.

Приняты меры, направленные на решение проблем с очередностью в стационарные учреждения социального обслуживания, повышение доступности услуг социального обслуживания для граждан с ограниченными возможностями здоровья, выполнен большой объем строительных работ.

По результатам 2012 года нам удалось более чем на 20 % снизить очередность в дома-интернаты с 595 до 455 граждан (на 01.06.2013 - 445 человек).

Сокращению очередности способствовало развитие стационарозамещающих технологий: расширение сети специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, создание служб «Надомные сиделки» и «Мобильные социальные бригады».

Для решения проблемы очередности в стационарные учреждения социального обслуживания психоневрологического профиля создано

специализированное стационарное учреждение «Алакурттинский психоневрологический интернат» на 155 койко-мест, 1-я очередь этого учреждения на 75 коек заработает к концу 2013 года. Кроме того, во втором полугодии текущего года будет введен новый спальный корпус Апатитского психоневрологического интерната № 1 на 136 мест.

Одной из основных задач модернизации социальной сферы является привлечение некоммерческих организаций в государственный сектор оказания услуг (проекты: социальная реабилитация отдельных категорий граждан; гостевая семья - для предотвращения попадания детей с особыми потребностями в интернатные учреждения; занятость людей с ограниченными возможностями здоровья и др.). Для выполнения этой задачи были выделены средства из областного бюджета в размере от 100 тыс. рублей до 1 млн. рублей 25 некоммерческим организациям. Финансовая поддержка выделялась на условиях конкурса, в нем приняли участие 38 организаций. Общий объем субсидий составил 7,7 млн. рублей.

Мурманская область - первый регион России, где во всех учреждениях социальной защиты населения создана и функционирует единая информационная система «Электронный социальный регистр населения Мурманской области», которая позволяет повысить качество и доступность государственных услуг для граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства.

Несомненную социальную ориентированность нашей работы подтверждает тот факт, что меры социальной поддержки с учетом льготного статуса и дохода семьи получает каждый третий житель области. Все обязательства областного Правительства в данной части были сохранены, более того, их перечень расширился.

Следует отметить, что все повышенные социальные обязательства, направленные на улучшение качества жизни нашего населения, были выполнены в полном объеме, несмотря на напряженность с наполнением областного бюджета.

Учитывая приоритет института семьи в демографической политике, с 1 января 2012 года для многодетных семей Мурманской области введен региональный материнский капитал, который предоставляется семье при рождении (усыновлении) третьего и последующих детей. В отличие от федерального региональный капитал выделяется при рождении каждого последующего ребенка, начиная с третьего. Распоряжаться средствами капитала можно будет уже с июля 2013 года, то есть через полтора года после рождения ребенка. Сертификаты на региональный материнский капитал получили 1159 семей, из них 406 в этом году.

Еще одним новым видом социальной поддержки, направленным на улучшение благосостояния семей, стало продление статуса многодетной семьи на период обучения детей в возрасте от 18 до 23 лет по очной форме. Соответствующие изменения были внесены в Закон Мурманской области «О государственной социальной помощи в Мурманской области» (от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО). Это дает возможность многодетным семьям с 1 января 2013 года продлить период получения мер социальной поддержки еще на 4-5 лет после достижения ребенком совершеннолетия.

Нами была начата работа с многодетными семьями по предоставлению им в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства. По состоянию на 1 июня 2013 года на учете состоят 1067 многодетных семей, из них проживают в г. Мурманске - 784.

Уже в 2012 году многодетным семьям предоставлено 10 земельных участков, в текущем году планируется предоставить не менее двухсот - на их формирование из областного бюджета направлено почти 10 млн. рублей.

Кроме того, с 2013 года мы предусмотрели расходы на предоставление муниципальным образованиям субсидии на компенсацию затрат по обеспечению земельных участков для многодетных семей коммунальной инфраструктурой (объем финансирования 120 млн. рублей), а также социальные выплаты многодетным семьям на осуществление строительства (объем финансирования 84 млн. рублей).

Положительные результаты были достигнуты в работе по предоставлению помощи на основе социального контракта (заключено 230 соцконтрактов). Граждане были трудоустроены, и положение в семьях стабилизировалось за счет получения постоянных источников дохода от трудовой деятельности.

Значительное влияние на повышение социальной защищённости работающего населения оказывает ежегодное установление минимальной заработной платы, размер которой в регионе в 2012 году превысил уровень предыдущего года на 15,3 % и составил 9112 рублей, что является самым высоким значением показателя среди всех субъектов СЗФО.

В сфере развития образования одним из важнейших приоритетов является обеспечение доступности дошкольного образования. Наша область вошла в число восьми субъектов Российской Федерации, в которых более 80 % детей посещают дошкольные учреждения.

В регионе 82,8 % детей от 1 года до 7 лет обеспечены детскими садами, в том числе в возрасте от 3 до 7 лет - 96 %. Разработан план мероприятий («дорожная карта») по ликвидации очередности на получение общедоступного дошкольного образования на 2012-2015 годы. Очередность в дошкольные образовательные учреждения уже сократилась с 2168 человек (01.01.2012) до 1788 человек (01.01.2013).

Вариативными формами дошкольных образовательных учреждений (гувернерская служба, центры игровой поддержки, консультативные пункты) охвачено более 2 тысяч детей. Система общего образования Мурманской области развивается в направлении обеспечения качества образования, совершенствования структуры и содержания всех уровней образования, технологий обучения и воспитания детей. Важнейшей задачей модернизации образования является повышение заработной платы педагогических работников. Показатели по заработной плате различных категорий педагогических работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации (от 7 мая 2012 года № 597, от 1 июня 2012 года № 761 и от 28 декабря 2012 года № 1688) выполнены в 2012 году в полном объеме.

Среднемесячная заработная плата учителей общеобразовательных учреждений почти на 4 % превысила среднемесячную зарплату работников по региону (36,3 тыс. рублей) и составила 37,6 тыс. рублей. Достигнуто целевое значение уровня заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений - 24,2 тыс. рублей (в 2011 году - 19,3 тыс. рублей).

Наша область традиционно показывает хорошие результаты по ЕГЭ. Средний балл участников единого государственного экзамена по русскому языку и математике в регионе (65,8 и 46,4 соответственно) выше общероссийского (61,5 и 45,2). По сравнению с 2011 годом увеличилось с 427 до 440 число выпускников, получивших 90 баллов и выше.

В 2012 году 92,4 % обучающихся 9-х классов успешно прошли государственную (итоговую) аттестацию с участием региональной экзаменационной комиссии по обязательным предметам: русскому языку и математике (2011 год - 90,4 %).

Созданы условия для получения общего образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами. В Ресурсном центре дистанционного образования обучаются 130 детей-инвалидов, что почти в 2 раза превышает показатель 2011 года. В трех базовых образовательных учреждениях г. Мурманска и г. Североморска в рамках проекта «Доступная среда» организовано совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

Повысилось ресурсное обеспечение школ: вырос уровень компьютерной оснащенности образовательного процесса (на 1 персональный компьютер в 2012 году приходилось 8,9 обучающихся вместо

9,7 обучающихся в 2011 году); 92,3 % школ имеют доступ к сети Интернет на скорости 2 Мбит/с и выше. Все школы обеспечены современными лингафонными кабинетами, приобретен спортивный инвентарь и оборудование, актовый зал каждой третьей школы оснащен мультимедийным оборудованием.

В 2012 году в 155 школах (90,3 % от общего количества) начато внедрение автоматизированной информационной системы «Электронная школа», обеспечивающей оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде.

Завершена реконструкция Кольской средней общеобразовательной школы № 2 (на эти цели из областного бюджета направлено 183 млн. рублей, из них 128 млн. рублей в 2012 году), реконструирован бассейн и спортивный зал в средней общеобразовательной школе № 1 поселка Ревда.

Присвоен статус региональной экспериментальной площадки по теме «Развитие качества образования на основе принципов Ассоциации «Школа Сколково» средней общеобразовательной школе № 5 г. Апатиты. Начата реализация программы Международного бакалавриата на базе трех школ г. Мурманска (Мурманский политехнический лицей, Мурманский международный лицей, средняя общеобразовательная школа № 36).

Мы гордимся нашими талантливыми детьми: 6 представителей Мурманской области стали победителями и призерами всероссийского этапа предметных олимпиад (в 2011 году - 5). Надеемся, что создание регионального координационного центра по работе с одаренными детьми на базе «Лапландии» обеспечит дальнейшие успехи в этом направлении.

Существенные изменения произошли в системе среднего профессионального образования региона:

- 67 % учреждений реорганизованы в многоуровневые образовательные комплексы, реализующие программы профессиональной подготовки, начального профессионального и среднего профессионального образования;

- завершен прием федеральных учреждений среднего профессионального образования в областную собственность;

- на 43 % возросла доля программ среднего профессионального образования, обеспечивающих подготовку кадров для промышленности региона.

Решен вопрос, вызывавший бурные дискуссии, - организация питания студентов в учреждениях среднего профессионального образования: с 1 января 2013 года более чем в 3 раза увеличен региональный размер расходов на питание одного студента (с 21 до 79рублей).

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения родителей, и прежде всего, создание условий для реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье является одним из приоритетных направлений нашей деятельности.

В 2012 году в Мурманской области общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшилась на 3,5 % и составила 4661 человек. Доля детей-сирот, устроенных на семейное воспитание, составила 81,9 %, что выше показателей в среднем по Северо­Западному федеральному округу (76,5 %) и Российской Федерации (79,9 %).

Число приемных детей за год увеличилось на 12 % и составило 597 детей (2011 год - 526 детей).

На 16 % (45 детей) по сравнению с 2011 годом сократилась численность воспитанников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Безусловно, это позитивная динамика, но нам еще много нужно сделать, чтобы все дети жили в семье. Как сказал Владимир Владимирович Путин на заседании совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, «у нас, к сожалению, процветает социальное сиротство, поэтому надо сделать все возможное, чтобы поддержать семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Эффективность госполитики не в том, сколько родителей лишено родительских прав, а сколько семей сохранено, смогло вернуться к нормальной жизни».

И конечно, здесь нельзя ограничиваться лишь мерами соцподдержки. Это напрямую связано с формированием общечеловеческих и духовных ценностей нашего общества. Такая работа не может быть оценена только лишь финансовыми вложениями, но увеличив расходы на культуру, мы положили еще один, пусть маленький, кирпичик в нравственную основу нашего общества.

Увеличение расходов консолидированного бюджета на культуру почти на 330 млн. рублей к уровню 2011 года позволило успешно решать вопросы укрепления материально-технической базы учреждений культуры, обеспечения равного доступа жителей региона к информации и культурным ценностям (в общем объеме расходов консолидированного бюджета доля расходов на культуру в 2012 году составила 3,4 %, в 2011 году - 3 %).

Проведены ремонт и реконструкция, приобретено оборудование в 8 областных и 87 муниципальных учреждениях культуры, в том числе в 20 библиотеках, 17 культурно-досуговых учреждениях, 5 музеях, 45 детских школах искусств (Апатиты, Кировск, Оленегорск, Полярные Зори, ЗАТО Александровск, ЗАТО г. Североморск, населенные пункты Кандалакшского, Кольского, Ковдорского, Ловозерского, Печенгского и Терского районов).

В мае текущего года состоялось открытие после реконструкции Дома культуры «Энергетик» в п. Мурмаши (на эти цели из областного бюджета выделено 107,0 млн. рублей, из них 49,5 млн. рублей в 2012 году).

Творческими коллективами областных театров, филармонии и Дворца культуры им. С.М. Кирова осуществлены 500 выездов в города и населенные пункты области (в 2011 году - 200).

Впервые в регионе проведены масштабные культурные мероприятия - Всероссийский фестиваль-марафон «Песни России» под руководством народной артистки России Надежды Бабкиной и Неделя фильмов кинорежиссера, народного артиста России Александра Сокурова. Концерты фестиваля и кинофильмы посмотрели более 7 тысяч жителей области.

Последовательно осуществляется деятельность по сохранению и развитию традиционной народной культуры. Так, впервые были организованы гастроли поморского фольклорного хора села Териберка по населенным пунктам региона.

В целях обеспечения равных возможностей доступа к культурным ценностям школьников области независимо от места их проживания и финансовых возможностей родителей в 2012 году начата реализация пилотного проекта - культурно-образовательной программы «Школьный ранец культуры Мурманской области».

В областных учреждениях культуры реализован комплекс мероприятий, позволяющих расширить доступ населения к информации и культурным ценностям на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Внедрены автоматизированные информационные системы продажи билетов, «Интерактивный музей», «Массовые мероприятия Мурманской области», электронного читательского билета, обеспечен доступ, в том числе в сети Интернет, к тематическим коллекциям редких изданий об истории и культуре Кольского края.

Открыт 51 центр на базе публичных библиотек, обеспечивающий доступ граждан к социально значимой информации в электронном виде. По итогам года региональная сеть центров общественного доступа включает 147 центров, в том числе 38 - в сельских библиотеках (5-е место среди субъектов РФ и 1-е в СЗФО по интернетизации).

По нескольким направлениям осуществлялась работа по повышению эффективности государственного управления.

Так, с целью повышения открытости органов власти, обеспечения оперативного и объективного информирования населения региона был модернизирован сайт Губернатора Мурманской области, который дает возможность гражданам направлять свои обращения в электронном виде в Правительство области, в общественную интернет-приемную и непосредственно на электронный адрес Губернатору (в месяц поступает более 150 обращений).

Несмотря на то, что количество обращений, направленных гражданами в форме электронного документа, выросло на 21 %, пока северяне в большей мере пользуются традиционными способами подачи обращений. В 2012 году в региональное Правительство поступило 5435 письменных обращений граждан, в которых поставлено 7925 вопросов, что на 6 % больше, чем в 2011 году.

Анализ обращений граждан позволяет сделать вывод о том, что люди всё чаще обращаются не с жалобами и просьбами, а вносят различного рода предложения, что свидетельствует о росте доверия к органам власти и повышении открытости информации о деятельности органов государственной власти. Кроме того, на 10 % выросло количество обращений, рассмотренных с выездом на место, с участием заявителей.

За время нашей работы вошло в правило посещение муниципальных образований области (всего состоялось 15 рабочих поездок Губернатора), во время которых проводились встречи с руководителями и работниками промышленных, сельскохозяйственных предприятий, медицинских, общеобразовательных и дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, объектов социальной сферы, представителями общественных организаций и жителями региона. Открытый разговор позволяет лучше понять, что волнует население, что происходит на местах и что необходимо предпринять, чтобы улучшить ситуацию.

Еще одно направление - совершенствование предоставления государственных услуг. С целью повышения качества и доступности обслуживания населения области планомерно ведется работа по переводу услуг в электронный вид. В 2012 году осуществлен дополнительный перевод в электронный вид 10 государственных и муниципальных услуг с возможностью подачи заявления посредством Единого и регионального порталов государственных и муниципальных услуг (всего в электронном виде предоставляется 57услуг).

Увеличено до 99 единиц количество оказываемых услуг на базе многофункционального центра Мурманской области (в 2011 году -70 единиц). Проведен комплекс мероприятий, направленных на повышение комфортности для населения, обращающегося за услугами в МФЦ (организована электронная очередь, оборудованы залы ожидания и т.д.).

Введены в промышленную эксплуатацию автоматизированные информационные системы ЗАГС и Архивного фонда области, которые позволяют осуществлять прием от граждан заявлений в электронном виде на оказание отдельных услуг ЗАГС (7 единиц) и обеспечить для населения удаленный доступ к архивным фондам, находящимся на хранении в мурманском и кировском архивах.

В 2012 году усилена работа подразделений кадровых служб исполнительных органов государственной власти области по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Во исполнение требований Национального плана противодействия коррупции проводилась работа по выявлению и предотвращению случаев возникновения конфликта интересов - в течение года проведено 12 заседаний комиссий (в 2011 году - 2), по результатам которых 4 государственных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности.

На постоянной основе осуществляется антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. В 2012 году проведена экспертиза 954 проектов НПА, в 37 проектах выявлено 155 коррупциогенных факторов. По сравнению с 2011 годом повысилось качество подготовки документов (в 2011 году на один проект приходилось 4,9 коррупциогенных фактора, в 2012 - 4,2 фактора). Кроме того, организовано взаимодействие с независимыми экспертами, в прошлом году впервые получены заключения независимой антикоррупционной экспертизы действующих НПА. Поступили 13 заключений, на основании 4 из них внесены изменения в НПА.

Организация процесса размещения государственного заказа чрезвычайно важная часть работы исполнительных органов государственной власти как с точки зрения эффективности бюджетных расходов, так и с точки зрения обеспечения равного доступа к исполнению государственного заказа.

В 2012 году мы провели масштабный анализ системы государственных закупок и выявили основные коррупциогенные факторы и сферы злоупотреблений в области размещения заказов. Результатом явился пересмотр региональной системы закупок в части наделения уполномоченного органа по размещению государственных закупок функциями по проведению независимой экспертизы начальных максимальных цен контрактов всех конкурсов и аукционов, объявляемых государственными заказчиками Мурманской области. Сейчас закупки размещаются не по цене, предложенной заказчиком, а по цене, сформированной в результате проведения независимой экспертизы.

Кроме того, по определенным видам процедур, таким как закупка медицинского оборудования, капитальное строительство и ремонты объектов, строительство и ремонт дорог, разработка проектных документаций и научно-исследовательских работ, условия проведения процедуры и техническое задание утверждаются не самим заказчиком, а специальными экспертными комиссиями.

Отмечу, что растет среднее количество поданных заявок, и что важно, растет количество допущенных участников. Это вопросы и качества заявок, и снижения злоупотреблений на уровне комиссий. Так, в 2012 году среднее количество участников в одной процедуре составило 3 единицы, что на 7 % больше, чем в 2011 году.

В 2012 году было размещено более 4 тысяч заказов на общую сумму почти 9 млрд. рублей, что на 23 % больше по сравнению с 2011 годом и в

1,5 раза больше по количеству закупок.

Максимальное количество закупок по стоимости пришлось на аукционы в электронной форме (7,9 млрд. рублей, или 87,7 %).

Из значимых событий прошлого года можно отметить прошедшую в ноябре 2012 года I Мурманскую международную деловую неделю, в рамках которой состоялись 3 конференции: «Стратегия развития Мурманской области: взгляд на перспективу»; «Освоение шельфа: шаг за шагом» и «Горнодобывающая промышленность Баренцева Евро-Арктического региона: взгляд в будущее».

Также была организована работа 4-х круглых столов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, экологии и

энергосбережения, социальной ответственности ведения бизнеса на территории Мурманской области, проведены отдельные встречи и переговоры между представителями бизнеса по вопросам взаимодействия.

В ходе Деловой недели подписано 4 соглашения между областным Правительством и организациями-партнерами о социально-экономическом сотрудничестве, проведено заседание федерального оргкомитета по проведению празднования 100-летия основания города Мурманска под председательством заместителя министра регионального развития Российской Федерации.

Деловая неделя станет ежегодной площадкой для обсуждения перспектив развития региона и выработки совместных решений бизнеса и власти (II Мурманская международная деловая неделя состоится с 18 по 22 ноября текущего года).

В 2012 году региональное Правительство внесло в Мурманскую областную Думу 81 законопроект, на сегодняшний день все они приняты. За 5 месяцев текущего года Правительством внесено в областную Думу уже 40 законопроектов.

Правительство области, депутаты Мурманской областной Думы совместно с учеными Кольского научного центра РАН приняли самое активное участие в корректировке подготовленного Минрегионом России проекта федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации». Законопроект призван определить состав Арктической зоны Российской Федерации, закрепить особенности правового регулирования экономической, социальной, природоохранной и других видов деятельности с целью обеспечения устойчивого развития данного макрорегиона, а также ускорить принятие государственной программы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года».

Не нужно говорить о важности данного законопроекта для региона. Хочу лишь отметить, что мы приложили все усилия, чтобы обосновать необходимость включения в состав Арктической зоны Российской Федерации всей территории области. Что из этого получилось, покажет время (в настоящее время законопроект внесен в Правительство Российской Федерации), тем не менее я уверена, что наша с вами дальнейшая совместная работа по его доработке принесет свои плоды.

Уважаемые депутаты!

Таковы основные итоги деятельности регионального Правительства в 2012 году. Безусловно, в рамках данного отчета невозможно отразить все направления нашей деятельности.

Ориентиры на ближайшие годы для страны, а значит, и ориентиры для нашей деятельности определены в указах Президента, подписанных в день вступления в должность главы государства, - 7 мая 2012 года. И наша задача предпринять все усилия для того, чтобы обеспечить их выполнение.

Общая цель этой работы, как отметил в своем выступлении Президент России Владимир Владимирович Путин, открывая совещание о ходе исполнения указов по итогам прошедшего года, - «обеспечить новый, более высокий уровень жизни граждан Российской Федерации».

Обеспечить динамичное повышение качества жизни наших граждан, решение демографических, социальных, жилищных, экологических задач возможно только на основе устойчивого экономического роста.

Очевидно, что факторы, способствующие росту экономики региона в прошлые десятилетия, уже во многом не работают, и переломить сложившуюся ситуацию можно только совместными усилиями бизнеса и власти, а именно за счёт более эффективного государственного управления и повышения качества работы госсектора, роста производительности труда, инновационной и инвестиционной активности в экономике.

Поэтому один из основных акцентов в нашей работе будет сделан на повышении инвестиционной привлекательности региона, создании благоприятных условий для развития бизнеса.

Улучшение делового климата усилит стимулы к инновационной деятельности. Мы будем формировать условия для роста инновационной активности за счёт налоговых и бюджетных мер. Подготовлен законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Мурманской области», который до конца года будет внесен в областную Думу.

Правительство региона планирует продолжить начатую в 2012 году работу по развитию и модернизации энергетического хозяйства и диверсификации топливного баланса региона.

Приоритетной задачей остается оснащение домов общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов. К началу нового отопительного сезона есть возможность увеличить этот показатель до 80-85 процентов и получить неплохое финансирование в рамках федеральной программы повышения энергоэффективности.

Основной задачей для развития рыбохозяйственного комплекса остаётся совершенствование механизмов государственного регулирования рыболовства, и прежде всего, правовых актов федерального уровня.

Правительство области продолжит предоставлять государственную поддержку организациям агропромышленного комплекса, будет стимулировать развитие специализированной отрасли мясного скотоводства (разведение скота мясных пород) и развитие малых форм хозяйствования на селе.

Еще одним важнейшим приоритетом нашей деятельности является развитие малого и среднего предпринимательства. Мы продолжим оказывать государственную поддержку субъектам малого и среднего бизнеса, будем совершенствовать методы такой поддержки с целью повышения её результативности.

Назрела объективная необходимость пересмотра существующего подхода к развитию туризма в регионе. Туристическая отрасль должна стать одним из перспективных направлений нашего развития.

На основании решений Совета по туризму уже в текущем году будет дана оценка реального состояния туристского рынка в регионе, проведен отбор перспективных туристических проектов (в настоящее время мы собираем инициативные предложения от муниципальных образований области), будут определены затраты на необходимые инфраструктурные и иные объекты, источники их финансирования, а также меры государственной поддержки (финансовые, организационные, информационные).

В целях эффективного использования природного потенциала региона получит развитие проект по созданию спортивно-туристического комплекса в Хибинах.

Как уже было сказано, нам предстоит существенно повысить эффективность институтов социальной сферы, прежде всего социальной защиты, здравоохранения и образования. Необходимо переориентировать их на запросы и потребности населения, существенно повысить качество предоставляемых услуг. С этой целью будет продолжена модернизация материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и искусства, спорта.

Мы планируем ввести в эксплуатацию в ближайшие три года 16 детских садов, 2 физкультурно-оздоровительных комплекса (гг. Кола и Мончегорск), 2 крытых катка с искусственным льдом (гг. Апатиты и Мончегорск), легкоатлетический манеж в г. Мурманске и лыжный стадион в г. Апатиты.

В планах проведение модернизации 66 учреждений культуры, реконструкция не менее 8 учреждений здравоохранения, начало строительства областной детской многопрофильной больницы в г. Мурманске.

Повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы будет способствовать реализация региональных «дорожных карт», представляющих собой планы мероприятий по проведению структурных преобразований в отраслях социальной сферы, совершенствованию оплаты труда работников учреждений образования, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения.

Наша важнейшая задача - обеспечить повышение оплаты труда работников социальной сферы в соответствии с темпами, предусмотренными в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Это окажет позитивное влияние не только на качество предоставляемых услуг, но и позволит повысить престижность и привлекательность работы в этой сфере, тем самым сохранить имеющийся кадровый потенциал и привлечь новые квалифицированные кадры. Зарплата руководителей государственных и муниципальных учреждений с этого года будет прямо зависеть от эффективности работы самой организации.

Будет проводиться работа, направленная на внедрение системы менеджмента качества в государственных учреждениях региона. Эта широко применяемая в мире система позволит нам выявить ресурсы для повышения качества предоставляемых населению государственных услуг, создать основу для более рационального подхода к расходованию бюджетных средств.

Правительство продолжит совершенствовать систему государственного управления, будет последовательно улучшать качество предоставления государственных и муниципальных услуг. Без этого вообще невозможно решить поставленные задачи.

Мы приступили к актуализации действующей Стратегии социально­-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года. Совместно с экспертным сообществом подготовлено техническое задание на её обновление, завершился конкурс, по результатам которого выбрана организация, вместе с которой и, надеюсь, при вашем активном участии нам предстоит обновить основной документ долгосрочного планирования социально-экономического развития региона, учесть новые вызовы и перспективы, а также ориентиры, приоритеты и поручения, сформулированные в документах и указах Президента и Правительства Российской Федерации, и предложения, высказанные бизнес-сообществом в ходе I Мурманской международной деловой недели.

С целью обеспечения возможности привлечения средств федерального бюджета в рамках государственных программ Российской Федерации для решения важнейших проблем области будет осуществлен переход к формированию областного бюджета на основе государственных программ, разработка которых начнется в текущем году. Это новый системный инструмент реализации социально-экономической политики Правительства, отражающий долгосрочные ориентиры.

Уважаемые депутаты!

Приведенные в отчете показатели характеризуют рост качества жизни населения региона, что является нашей стратегической целью.

Я уверена, что мы смогли добиться этого благодаря нашей с вами конструктивной работе, взаимопониманию и диалогу.

Хочу еще раз поблагодарить вас за совместную плодотворную работу, которую мы продолжим и в дальнейшем на благо наших жителей.


скачать документ в формате DOC


скачать документ в формате PDF